Группа МТС представила финансовые результаты за II квартал 2020 г. ПАО "МТС" увеличило выручку и скорректированную OIBDA по результатам II квартала 2020 г. Основной вклад внесла выручка от телеком-бизнеса, финтех-услуг и МТС Медиа.
► Показать
"Несмотря на вызовы, связанные с пандемией, я рад сообщить, что во втором квартале 2020 г. МТС демонстрирует позитивную динамики выручки. Негативное влияние пандемии на доходы от роуминга и банковских сервисов во втором квартале компенсировались выручкой от основных услуг, экономией операционных расходов в рознице и другими факторами", - похвалил работу оператора президент и председатель правления Группы МТС Алексей Корня, - Мы хорошо растем по сравнению с рынком, наша стратегия верная. Она у МТС двухуровневая: лучший телеком и потенциал роста в цифровых сервисах. Нам удалось поддержать OIBDA благодаря инвестициям. Мы подтверждаем наши прогнозы по росту выручки за 2020 г. до трех процентов, незначительному снижению показателя скорректированной OIBDA или сохранению его на уровне предыдущего года, а также подтверждаем уровень капительных затрат в объеме порядка 90 млрд руб. Мы дали прогноз, в отличии от наших конкурентов и, к тому же, не корректировали его. И по дивидендной выплатам этот год будет рекордным".
Количество абонентов снизилось с 86,4 млн. в первом квартале 2020 г. до 84,9 млн. по итогу II квартала, то есть сразу на 1,5 миллиона SIM-карт. Алексей Корня на встрече с журналистами объяснил, что количество SIM-карт и уровень проникновения их избыточный. "Абонентская метрика не является репрезентативной с точки зрения бизнеса: увеличивать количество SIM-карт можно как угодно. Снижение произошло в связи с пандемией, когда произошел отказ от вторых и третьих SIM-карт".
Выручка от фиксированной связи увеличилась на 5,2% год к году против роста на 1,4% в предыдущем периоде. Количество пользователей фиксированного интернета выросло на 9,2%, а ТВ — на 6,7%. Доля МТС на рынке B2C ШПД в Москве увеличилась до 43,1%, платного ТВ — до 46,2%. Выручка сервисов по продаже билетов и e-sport упала на 52% год к году. Продажи товаров в России упали на 7,9%, но наиболее существенным оказалось сокращение продаж софта на 25%. Продажи розничной̆ сети сократились на 3,4% год к году. при том, что в апреле было закрыто 55% магазинов и 25% в середине мая. МТС отмечает быстрое восстановление продаж в мае и июне. Онлайн-продажи также сыграли свою роль. Они выросли на 108% , а их доля в общих продажах устройств и аксессуаров составила почти 30%. На конец квартала у МТС остался 5 281 магазин, что на 600 салонов меньше, чем год назад.
Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова отметила, что оператор сократил розницу на 600 салонов по итогам II квартала, хотя планировал такую цифру к концу 2020 г., и дальнейшая судьба розничных точек продаж будет решаться по мере выявления динамики продаж и спроса на рынке.
Во втором квартале 2020 г. наиболее заметными для МТС последствиями режима самоизоляции стали падение выручки от международного роуминга, рост трафика домашнего интернета и расходов на обслуживание фиксированных сетей, временное закрытие розничных магазинов и снижение доходов от финансовых услуг вследствие изменения профиля рисков по некоторым продуктам.
Негативные эффекты от роуминга и резервов банка в 4,1 млрд руб. удалось скомпенсировать за счет сокращения расходов розничной сети (+1,7 млрд руб.), корректировки резерва на требования ФАС (+0,8 млрд руб.) и роста выручки. Чистая прибыль упала на 7,5% год к году в основном из-за убытка по валютным разницам и операциям с деривативами в 2,7 млрд руб. При этом финансовые расходы упали почти на 10% год к году в силу рефинансирования долговых обязательств по более привлекательным ставкам. Стоимость долга снизилась до 6,7% против 7,4% в I квартале.
В июле 2020 года МТС получила первую в России лицензию на оказание услуг мобильной связи стандарта 5G/IMT-2020 в диапазоне 24,25-24,65 ГГц в 83 субъектах страны. Лицензия предоставлена Роскомнадзором сроком до 16 июля 2025 года. В МТС сообщили, что первыми пользователями сети "пятого поколения" станут бизнес-клиенты и крупные производственные предприятия. В июне 2020 г. МТС выпустила голосового помощника Марвина. Помощник доступен через приложение "МТС Марвин", а также портативные Умные колонки МТС.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что фондовый рынок, в общем, в очередной раз продемонстрировал безразличие к бизнесу операторов, не проявив эмоций по поводу чрезвычайно высоких результатов МТС. "По-видимому, игроки учли только снижение прибыли, относящейся к акционерам, на 7,5%, но коль скоро это не угрожает дивидендам, никто не испугался. Финансовые результаты показывают рост практических всех показателей, так что даже трудно понять, нанесла ли пандемия операторам хоть какой-то урон? К примеру, выручка не только не снизилась, но даже возросла на 1,3% в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего года. Продажа товаров в России снизилась всего на 7,9%, остальные направления либо выросли, либо пока слишком несущественны по абсолютной величине. Прогноз роста выручки по итогам года на 3% выглядит обоснованным. Важным является сообщение о том, что первыми пользователями 5G станут бизнес-клиенты и крупные производственные предприятия, поскольку процесс разворачивания сетей этого стандарта начинается и в других странах, в частности – в США. Многочисленные цифровые продукты и решения отражают, в основном, сложность поиска крупного нового направления. Выпуск голосового помощника "Марвин" в целом свидетельствует лишь о том, что сегодня интеллектуальные помощники становятся обязательной частью ИТ-экосистем, но не гарантирует, что каждый такой помощник завоюет популярность. В целом результаты подтверждают сделанное ранее наблюдение о том, что лидеры рынка пережили II квартал легче, чем другие игроки. К примеру, Apple сегодня стала первой в истории американской компаний с рыночной капитализацией, превосходящей два триллиона долларов", - прокомментировал Леонид Делицын.
Результаты МТС превзошли ожидания ИК "Велес Капитал". "Оператор уверенно преодолел пик пандемии и смог увеличить выручку и скор. OIBDA, даже несмотря на значительные негативные эффекты. Прогноз финансовых показателей̆ на год при этом остается неизменным и, на наш взгляд, достаточно консервативным с учетом сильного первого полугодия. Вероятно, он отражает аккуратный подход менеджмента к прогнозированию в условиях значительной неопределенности. Выручка МТС увеличилась на 1,3% г/г, в то время как мы ожидали падения на 1,2% г/г. Заметно лучше наших прогнозов оказались продажи розничной сети и доходы от сервисов мобильной связи. Показатели МТС намного опередили результаты конкурентов из числа операторов "большой тройки". Абонентская база ожидаемо сократилась из-за нарушения каналов дистрибуции. В России падение базы составило 1,2% г/г до 77,2 млн. Даже несмотря на отсутствие доходов от международного роуминга и части абонентов, ARPU увеличилась на 3,1% г/г. Трафик данных на смартфонах рос стабильными темпами и увеличился на 43,6% г/г, а минутный трафик продемонстрировал резкий скачек и увеличился на 4,2% против +0,8% в предыдущем периоде. Бизнес фиксированной связи ожидаемо ускорил рост на фоне большего числа подключений при переходе людей на дистанционную работу и самоизоляцию. Показатели МТС Банка соответствовали нашим прогнозам. Рост выручки замедлился до 17% г/г против +32% г/г в 1К при падении темпов роста портфеля розничных кредитов до 48,1% г/г. Общий кредитный портфель вырос за период на 30,6 % г/г, а коэффициент CoR продемонстрировал резкий всплеск с 6,6% до 11,7%. Мы ожидаем продолжения оптимизации сети розничных салонов", - прокомментировал аналитик "ВЕЛЕС Капитал"Артем Михайлин.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев согласен: "Компания МТС даже на фоне пандемии коронавируса во втором полугодии 2019 г. и в первом полугодии 2020 г. продемонстрировала устойчивый рост ключевых показателей, хотя многие аспекты формирования прибыли оказались под давлением внешних факторов. Усиление позиций связано с долгим промежутком самоизоляции, когда на смену личным встречам пришли деловые переговоры в режиме онлайн. Гаджеты со стабильным интернетом стали не только средством досуга, но и необходимым элементом работы. Выросла потребность населения России в облачных сервисах и финтех-продуктах, что позволило увеличить выручку на 5% до 237,3 млрд руб."