Половина геостационарных спутников передаёт незашифрованные данные, включая телефонные звонки и военные сообщения
Учёные обнаружили, что для перехвата конфиденциальной информации с орбиты достаточно оборудования стоимостью $800
► Показать
Группа исследователей из Университета Калифорнии в Сан-Диего и Университета Мэриленда в ходе трёхлетнего эксперимента зафиксировала большой объём незашифрованных данных, транслируемых геостационарными спутниками Земли. Оказалось, что около 50% таких спутниковых каналов передают чувствительную информацию — от голосовых звонков и текстовых сообщений абонентов сотовых операторов до интернет-трафика и военных коммуникаций — в открытом виде.
Для исследования была использована простая и доступная спутниковая приёмная система стоимостью около $800, установленная на крыше здания в Калифорнии. С её помощью учёные перехватили сигналы с 39 геостационарных спутников, охватывающих Северную Америку. В числе перехваченных данных оказались звонки и сообщения клиентов T-Mobile, интернет-трафик пассажиров самолётов с бортового Wi-Fi, а также коммуникации критической инфраструктуры — поставщиков электроэнергии и воды, оффшорных нефтегазовых платформ и силовых ведомств США и Мексики.
Авторы исследования отметили, что, несмотря на серьёзность проблемы, многие организации до сих пор не обеспечили шифрование своих спутниковых каналов, что создаёт риски перехвата данных злоумышленниками. В частности, после уведомления о проблеме T-Mobile и оператор связи AT&T в Мексике оперативно внедрили шифрование. Однако другие пользователи спутниковых систем не приняли мер, и значительные объёмы открытых данных остаётся доступны для перехвата.
Исследователи назвали свою работу «Не смотрите наверх» в честь известного фильма, подчёркивая, что отрасль спутниковой связи фактически полагалась на предположение, что никто не будет следить за спутниковыми сигналами.
SpaceX рассказала о спутниках Starlink V3, которые будут раздавать пользователям гигабитный интернет
14 октября 2025 года во время прямой трансляции 11-го лётного испытания космического корабля SpaceX Starship компания впервые представила новую версиию спутников Starlink для космической интернет-группировки. Спутники Starlink V3 почти в два раза больше Starlink V2 и в четыре раза тяжелее спутников Starlink V2 Mini, но зато они обеспечат скорость связи на уровне нескольких Гбит/с, что в разы больше, чем сегодня.
► Показать
Нетрудно заметить, что на Starlink V3 установлена пара солнечных батарей большей длины. Центральная спутниковая платформа также стала крупнее и, вероятно, содержит усовершенствованные фазированные антенные решётки, что впервые позволит обеспечить гигабитную скорость спутникового интернета.
Возросшие габариты новой версии спутников подчёркивают важность для SpaceX довести до стадии эксплуатации многоразовый корабль Starship. Он станет единственным средством для развертывания спутников Starlink V3, поскольку габариты головной части ракеты Falcon 9 не позволяют массово выводить на орбиту спутники нового поколения. В более раннем нормативном документе компании указано, что масса каждого спутника V3 может достигать 2000 кг, тогда как современные оптимизированные модели V2 Mini весят приблизительно 575 кг.
Спутники V3 обещают не только обеспечить гигабитную скорость, но и значительно увеличить пропускную способность интернет-системы для обслуживания клиентов. В настоящее время SpaceX вынуждена взимать с пользователей в некоторых частях США дополнительную плату в размере $500 или даже $1000 за регистрацию в рамках «дополнительной оплаты по требованию» из-за чрезмерного числа подписчиков в отдельных регионах.
Скорость обмена данными с каждым спутником Starlink V3 составит 1 Тбит/с, что в десять раз больше, чем у моделей версии V2. Компания сообщила, что планирует запускать по 60 спутников версии V3 с каждым будущим стартом Starship. «Это более чем в 20 раз превышает ёмкость системы, добавляемую с каждым запуском V2 Mini на Falcon 9», — отметили в SpaceX в сети X.
Во время 11-го испытательного полёта космический корабль SpaceX Starship успешно развернул восемь массогабаритных макетов спутников Starlink V3. Пока неясно, когда компания начнёт запускать полноценные спутники новой версии, однако генеральный директор SpaceX Илон Маск (Elon Musk) ранее обещал, что это произойдёт в конце этого года или в начале 2026-го.
Тем не менее компании всё ещё требуется одобрение Федеральной комиссии по связи, прежде чем она сможет эксплуатировать спутники следующего поколения для расширенной группировки, которая будет насчитывать почти 30 000 аппаратов на орбите. SpaceX также сообщила, что пользователям Starlink потребуется перейти на новое оборудование, чтобы получить доступ к гигабитным скоростям. Отдельно можно представить «восторг» астрономов от появления в небе новых и более ярких источников помех для наблюдений — и это будет уже своя непростая история.
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине
Компания SpaceX продолжает делиться красочными кадрами успешного 11-го испытательного полёта ракетного комплекса Starship. Мегаракета высотой 122 метра взлетела с космодрома в Техасе вечером 13 октября по местному времени, после чего ускоритель Super Heavy мягко опустился в воды Мексиканского залива, а корабль Starship так же мягко приводнился с другой стороны Земли в водах Индийского океана.
► Показать
Для ускорителя Super Heavy и корабля Starship это был знаковый полёт ещё и потому, что он стал последним запуском комплекса во второй версии. В дальнейшем компания SpaceX перейдёт к запускам третьей версии, которая будет примерно на полтора метра выше предыдущей. Финальная — четвёртая — версия комплекса начнёт летать в 2027 году и будет ещё на 20 метров выше, закрепляя за собой звание самой большой ракеты в истории космонавтики.
Ранее планировалось, что в процессе финального торможения ускорителя Super Heavy V3 будут использоваться три тяговых двигателя. Позже в компании решили не рисковать и задействовать для торможения пять двигателей. Эта схема как раз была испытана во время 11-го тестового полёта с ускорителем Super Heavy V2. Это одна из причин, по которой ускоритель утопили в заливе, а не вернули на площадку для захвата манипуляторами стартовой фермы. Кроме того, этот ускоритель уже участвовал в 8-м испытательном запуске и рассматривался как неперспективный для повторного восстановления.
Для компании SpaceX также важно сохранить кадры 11-го испытательного полёта ракеты Starship, поскольку эта версия, по всей видимости, больше уже не полетит никогда. Но она навсегда останется в истории космонавтики.
Boeing передал второй спутник ViaSat-3 для запуска в 2025 году
ViaSat-3 F2 создаст сверхвысокоскоростную спутниковую сеть с пропускной способностью более 1 Тбит/с над Америкой
► Показать
Компания Boeing передала заказчику второй спутник серии ViaSat-3, предназначенный для формирования сверхвысокоскоростной глобальной сети спутниковой связи. Аппарат под названием ViaSat-3 F2 собран на базе платформы Boeing 702MP+ с полностью электрической двигательной установкой и специализированной нагрузкой от Viasat, позволяющей обеспечить свыше 1 терабита в секунду пропускной способности. Спутник весит около 6 тонн и оснащён солнечными батареями Spectrolab и мощной системой хранения энергии.
ViaSat-3 F2 доставлен на космодром Кейп-Канаверал на борту грузового самолёта Antonov AN-124, где подготовка к запуску на ракете Atlas V 551 United Launch Alliance ведётся с прицелом на поздний октябрь. Запуск позволит значительно усилить и расширить коммерческое и военное покрытие связи для пользователей на суше, в море и воздухе за счёт гибкой перестройки зон покрытия и высокой надёжности сети.
Спутниковый оператор ABS, которому принадлежит спутник ABS-2A в позиции 75 гр.в.д. (на нём вещает российский оператор непосредственного спутникового вещания "МТС ТВ") переименован в сентябре в "ACILITY BEYOND SPACE" и перевёл свой головной офис в Дубай.
Первый в мире ИИ-спутник с ускорителем Nvidia H100 отправится в космос в ноябре
Компания Starcloud (ранее — Lumen Orbit), участница программы NVIDIA Inception, объявила о запуске первого в мире спутника с искусственным интеллектом на базе ускорителя NVIDIA H100. Запуск, запланированный на ноябрь, станет шагом к созданию орбитальных дата-центров, которые, по расчётам, смогут сократить энергопотребление и углеродные выбросы на порядок по сравнению с наземными аналогами.
► Показать
Starcloud-1 весит около 60 кг и по размерам сопоставим с небольшим холодильником. Аппарат будет обрабатывать данные, поступающие от спутников дистанционного зондирования Земли, и выполнять задачи вывода на базе ИИ (inference) прямо на орбите — без необходимости передавать большие объёмы информации на Землю. По словам главы компании Филипа Джонстона (Philip Johnston), использование H100 обеспечит «в сто раз большую вычислительную мощность», чем существующие космические вычислительные платформы.
Космос — идеальная среда для энергоэффективных ИИ-систем. Спутники могут получать почти неограниченную энергию от Солнца и охлаждаться естественным образом в вакууме за счёт инфракрасного излучения, без воды и громоздких систем вентиляции. Это позволяет не только экономить энергию, но и снижать углеродный след дата-центров примерно в десять раз на протяжении всего их жизненного цикла.
В долгосрочной перспективе Starcloud намерена построить орбитальный дата-центр мощностью до 5 ГВт с солнечными панелями и радиаторами длиной около четырёх километров. По замыслу компании, такие системы помогут разгрузить земные энергосети, обеспечат условно бесплатное охлаждение и снизят зависимость ИИ-инфраструктуры от традиционных энергетических ресурсов
Основные сценарии применения — обработка данных наблюдения за Землёй в реальном времени: обнаружение пожаров, реагирование на сигналы бедствия, прогнозирование погоды. Например, синтетическая апертурная радиолокация (SAR) способна генерировать до 10 Гбайт данных в секунду, и выполнение анализа на орбите позволит получать результаты мгновенно, без задержек, связанных с передачей сырых данных на Землю.
Благодаря участию в программе NVIDIA Inception, стартап получил доступ к аппаратной базе NVIDIA и консультациям инженеров компании. Запуск Starcloud-1 с ускорителем H100 станет первым примером применения этой архитектуры в космосе. В дальнейшем планируется интеграция платформы NVIDIA Blackwell с десятикратным ростом производительности, а также тестирование работы открытой модели Gemma от Google прямо на борту спутника.
Проект Starcloud рассматривается как потенциальный прорыв в области устойчивых ИИ-вычислений: он сочетает возобновляемую энергию, отсутствие затрат на охлаждение и мгновенную обработку данных. Хотя эксперты указывают на высокие издержки запусков и технические риски, в компании уверены, что через десять лет большинство новых дата-центров будут строиться уже в космосе.
Точная дата запуска Starcloud-1 пока не объявлена. Известно лишь, что спутник должен полететь на ракете SpaceX Falcon 9 в рамках миссии Bandwagon-4 как попутная нагрузка. В числе основных заказчиков числятся военные ведомства Южной Кореи и США, поэтому о деталях миссии пока не распространяются.
Дебют сверхмощной конфигурации новой европейской ракеты Ariane 6 перенесли на следующий год
Руководство компании Arianespace признало, что не сможет выполнить ранее заявленный план полётов новой тяжёлой ракеты Ariane 6 в этом году. Вместо пяти запусков, один из которых должен был пройти в максимальной конфигурации с четырьмя боковыми ускорителями (вместо стандартных двух), состоятся только четыре старта. Тем не менее, в Arianespace считают этот результат отличным — особенно с учётом того, что многие скептически относились к возможности компании быстро наладить серийные пуски новой ракеты.
► Показать
Первая миссия Ariane 6 в конфигурации с четырьмя ускорителями запланирована на 2026 год — она выведет на орбиту партию спутников широкополосного интернета Project Kuiper компании Amazon. Сотрудничество с Amazon проходит через всю программу запусков Ariane 6 и рассматривается как ключевое направление коммерческого развития ракеты. Для Европы крайне важно поддерживать новую тяжёлую ракету оплачиваемыми миссиями, чтобы восстановить темпы запусков после вывода из эксплуатации Ariane 5.
В Arianespace подчёркивают, что ракета Ariane 6 в версии с четырьмя ускорителями полностью готова к полётам, но требует финальной отладки, не связанной с техническими проблемами. Первый коммерческий запуск Ariane 6 (в конфигурации с двумя ускорителями) состоялся в марте, второй — в августе. Затем 4 ноября запланирован третий пуск — ракета выведет на орбиту спутник Sentinel-1D для программы Copernicus. До конца года состоится ещё один запуск в той же конфигурации, в ходе которого на орбиту будут выведены спутники навигационной сети Galileo.
Запуск Ariane 6 в самой мощной версии (Ariane 64) ожидается через несколько месяцев — о дате объявят примерно за месяц до старта. После этого компания рассчитывает увеличить частоту пусков в конфигурации Ariane 64, которая со временем может даже превысить темпы запусков базовой Ariane 62.
Космические аппараты NASA и ESA получили шанс пройти через хвост межзвёздной кометы 3I/ATLAS
Europa Clipper и Hera готовятся к уникальному эксперименту — изучению ионного хвоста редкого космического гостя в конце октября — начале ноября
► Показать
В октябре два космических аппарата — американский Europa Clipper и европейский Hera — могут пройти через ионный хвост межзвёздной кометы 3I/ATLAS, предоставив уникальную возможность для изучения состава и свойств этого редкого объекта. Максимальная активность кометы придётся на конец октября — начало ноября, когда Hera, летящий к двойному астероиду Дидимос, будет находиться в зоне возможного прохождения хвоста кометы с 25 октября по 1 ноября. Однако этот аппарат не оснащён приборами для измерения состава кометного хвоста, и его команда рассматривает наблюдения скорее как экспериментальную возможность.
Гораздо больше шансов собрать ценные данные у Europa Clipper, который располагает необходимыми приборами. Если условия солнечного ветра будут благоприятны в период с 30 октября по 6 ноября, то зонд сможет провести редкие измерения состава и характеристик плазменного хвоста 3I/ATLAS. Однако вопрос о том, будет ли аппарату выделено время и ресурсы для таких наблюдений, остаётся открытым.
В это время комета будет находиться относительно далеко от Солнца — примерно в 1,4 астрономической единице, но пик активности обусловлен вспышкой газового и пылевого выброса. Хвост, состоящий из ионизированных газов, может протянуться на сотни миллионов километров, и его изучение позволит понять процессы взаимодействия межзвёздного объекта с солнечным ветром.
Дополнительно, в ноябре ESA планирует наблюдать комету с помощью миссии JUICE, которая будет снимать объект с большого расстояния, помогая собрать данные о раннем состоянии и эволюции этого межзвёздного гостя.
Это событие — одна из редких ситуаций, когда при помощи уже существующих инструментов и космических миссий учёным выпадет шанс изучить межзвёздный объект вблизи, получив уникальные данные о составе комет из межзвёздного пространства.
SpaceX уличили в рейдерском захвате международного резервного спутникового канала связи
Разработанная компанией SpaceX для нужд обороны США сеть спутников Starshield — секретная версия популярной системы Starlink — закрывает нужды военных в областях связи и наблюдения за поверхностью Земли. И всё бы ничего — военным тоже нужна оперативная и повсеместная связь, однако активность сети Starshield сопровождается массивной трансляцией на международной частоте, использовать которую компания SpaceX не имела никакого
.
► Показать
Известно, что с мая 2024 года Национальное управление разведки США (NRO) с помощью SpaceX запустило более 200 спутников проекта Starshield в рамках «пролиферированной» или расширяющейся архитектуры, которая обеспечивает быструю передачу данных (в течение минут или даже секунд), диверсификацию каналов связи и повышенную устойчивость к помехам и нарушению связи. Пентагон выделили SpaceX на этот проект свыше $1,8 млрд.
Некоторое время назад совершенно случайно выяснилось, что спутники сети Starshield излучают необычный сигнал в диапазоне 2025–2110 МГц, который по стандартам Международного союза электросвязи (ITU) зарезервирован для команд с Земли на спутники (uplink), а не для передачи данных из космоса (downlink), что происходит в случае работы спутников Starshield. Кроме SpaceX, никто в мире больше не поступает так с этим диапазоном, уважая международные стандарты. К тому же, это небезопасно — подобные передачи способны вызвать помехи связи с близлежащими спутниками, к чему никто не был готов.
Сигнал был случайно обнаружен канадским радиолюбителем Скоттом Тилли (Scott Tilley) из Британской Колумбии, также проявляющим интерес к слежению за спутниками. Во время работы над другим проектом, Тилли, по его словам, случайно запустил сканирование указанного диапазона, который обычно свободен от нисходящих сигналов. Но сигнал был принят, и после его записи и расшифровки, а также сверки с глобальной базой наблюдений за спутниками, включая базы слежения с помощью телескопов по всему миру, был идентифицирован его источник — спутник сети Starshield.
После этого радиолюбитель открыто опубликовал данные о свой находке, справедливо рассудив, что SpaceX, нарушая международные нормы связи, подвергает опасности другие космические системы и, как минимум, об этом должны знать другие операторы спутниковых систем. Компания SpaceX и NRO отказались комментировать ситуацию источникам, запросившим информацию о положении дел с «узурпацией» резервной частоты.
Обнаруженные сигналы Starshield — это нисходящий трафик в полосе частот для восходящего трафика. Очевидно, что может сложиться ситуация, когда сеть Starshield начнёт создавать помехи в канале приёма команд другими спутниками. Забитый передачей Starshield канал может не позволить пройти команде на спутник во время ответственного манёвра. Справедливости ради наблюдатели отмечают, что SpaceX «не наглеет» и использует резервный канал не на всю пропускную способность, передавая по нему данные со «скоростью 3G», хотя может делать это с гораздо большей интенсивностью. Компания продолжает игнорировать запросы о своей незаконной деятельности в космическом радиоэфире и делает вид, что её это не касается.
Четвертый запуск ракеты Ariane 6 в 2025 году выведет два спутника системы Galileo
► Показать
Компания Arianespace объявила, что четвертый и последний запуск ракеты Ariane 6 в 2025 году состоится с целью вывода двух спутников навигационной системы Galileo. Этот полет классифицирован как миссия VA266. Для запуска будет использоваться конфигурация Ariane 62, оснащенная двумя боковыми ускорителями. Запуск версии Ariane 64 с четырьмя боковыми ускорителями запланирован на начало 2026 года и станет частью миссии по выводу на орбиту спутников проекта Kuiper от компании Amazon. Ранее планировалось провести шесть запусков в течение текущего года, однако этот график не будет выполнен. Несмотря на сокращение числа пусков, компания продолжает работу над увеличением частоты запусков и готовится к дебютному полету новой конфигурации Ariane 64. Всего предстоит запустить еще шесть спутников Galileo перед полным завершением развертывания созвездия. Эти спутники будут запущены тремя ракетами Ariane 6: одна в 2025 году и две в 2026 году. Полностью система Galileo функционирует уже много лет, однако новые аппараты завершат формирование полной группировки. Начиная с 2027 года планируется начать вывод на орбиту спутников второго поколения. Таким образом, несмотря на снижение количества запусков в 2025 году, программа европейских космических запусков постепенно укрепляется, готовясь к значительному увеличению темпов начиная с 2026 года, достигнув десяти запусков ежегодно к 2027 году.