Запущенный на РН “Протон-М” КА MEV-1 для продления срока эксплуатации спутников прервал свой переход с суперсинхронной орбиты на ГСО. Проблемы?
9:19 26/11/2019
Спутник MEV-1 прервал свой переход с суперсинхронной орбиты (Суперсинхронная орбита — одна из разновидностей геопереходных орбит) на ГСО (GEO) с 19 ноября. Миссия под угрозой?
Ранее в нашем журнале “Всё о Космосе” мы рассказали о том, что спутник MEV-1 был запущен с космодрома Байконур 9 октября и выведен на орбиту 10 числа.
РН “Протон-М” стартовала со спутниками Eutelsat 5 West B и MEV-1, а уже 24 октября появились сообщения о том, что у спутника Eutelsat-5WB возникли проблемы с одной из 2-х солнечных батарей.
Как сообщало издание РИА Новости,в течение трех месяцев после запуска спутник MEV-1 самостоятельно должен выйдет на орбиту, находящуюся на 300 километров выше геостационарной (круговая орбита высотой 35786 километров над Землей). За это время на эту же орбиту тоже своим ходом перейдет спутник Intelsat 901, работающий на геостационарной орбите.
Затем MEV-1 должен будет обнаружить Intelsat 901 и сблизиться с ним. В январе спутник MEV-1 должен состыковаться с Intelsat 901. После этого MEV-1 переведет Intelsat 901 обратно на геостационарную орбиту, что позволит Intelsat 901 еще 5 лет оказывать услуги связи.
После этих пяти лет MEV-1 отстыкуется и будет использоваться для заправки других спутников. Его срок службы рассчитан на 15 лет, поэтому он сможет использоваться еще несколько раз.
Спутник MEV-1 стартовой массой 2326 килограммов был произведен компанией Northrop Grumman в интересах своей “дочки” SpaceLogistics. Спутник Intelsat 901 был выведен на орбиту в 2001 году с расчетным сроком службы 13 лет.
Спутниковые новости
Добавлено: 27 ноя 2019, 05:24
DVA
Определена дата первого за четыре года запуска спутников связи “Гонец”
Первый за четыре года запуск трех космических аппаратов низкоорбитальной системы связи “Гонец” планируется на 26 декабря, их предполагается отправить в космос на ракете “Рокот” с космодрома “Плесецк” (Архангельская область), сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
Предстоящий пуск также интересен тем, что это будет последний пуск Россией космической ракеты “Рокот” с украинскими комплектующими. После этого эксплуатация ракеты будет прекращена.
“Старт запланирован на 2.18 мск 26 декабря”, – сказал собеседник агентства.
Вместе с тремя аппаратами “Гонец-М” на орбиту отправится стеклянная сфера “Блиц-М”, необходимая для уточнения гравитационного поля Земли. Она будет использоваться для отражения лазерного луча, посылаемого с Земли.
В последний раз спутники системы “Гонец” запускались в космос 31 марта 2015 года. Сейчас в орбитальной группировке работают 12 аппаратов, в готовности к запуску на Земле находятся шесть, в изготовлении – еще три.
Ранее сообщалось, что в 2020 и 2021 году состоится по одному запуску тройки “Гонцов” на ракетах “Союз-2”.
Глобальная низкоорбитальная спутниковая система “Гонец-Д1М” предназначена для обеспечения связи и передачи данных в удаленных и труднодоступных районах, включая территории Крайнего севера, а также для промышленного, транспортного и экологического мониторинга. Система “Гонец-2”, которая придет на смену действующей системе с 2025 года, будет нацелена на рынок “Интернета вещей” и станет первой отечественной спутниковой системой телефонной связи.
Спутниковые новости
Добавлено: 29 ноя 2019, 20:27
DVA
Arianespace заключила контракт на запуск спутника MEASAT-3d
Компания Arianespace и малазийский спутниковый оператор Measat заключили контракт на запуск спутника MEASAT-3d – нового многоцелевого спутника связи. Согласно условиям контракта, спутник должен быть выведен на геостационарную переходную орбиту в 2021 году при помощи ракеты высокой грузоподъёмности Ariane 5 с территории Космического центра в Гвиане – европейского космопорта, расположенного в Куру, Французская Гвиана (Южная Америка).
Спутник MEASAT-3d должен удовлетворить потребности в передаче данных для растущего сегмента мобильных сетей 4G и 5G в Малайзии, а также обеспечивать необходимые резервные ёмкости для передачи видео в разрешении HD, 4K и, в конечном итоге, 8К в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Спутник будет размещён в орбитальной позиции 91.5 градуса восточной долготы, где он будет работать вместе со спутниками MEASAT-3a и MEASAT-3b, обеспечивая расширение ёмкостей для клиентов в Малайзии, а также в странах Азии, Ближнего Востока и Африки. На новом спутнике будут установлены рабочие модули нескольких типов: C- и Ku-диапазона – для организации DTH-платформ и предоставления прочих услуг связи, а также модуль высокой пропускной способности в Ka-диапазоне – для передачи данных Интернета. Помимо этого, на спутнике MEASAT-3d будет установлен навигационный модуль L-диапазона для корейского спутникового оператора Kt sat, работающего в рамках Корейской вспомогательной спутниковой системы.
Комментируя данный контракт, генеральный директор компании Arianespace Стефан Исраэль заявил: «Для нас является большой честью то, что компания MEASAT доверила запуск спутника MEASAT-3d именно компании Arianespace, что даёт нам возможность говорить о возобновлении давнего партнёрства с этим малазийским оператором, которое уходит своими корнями в 1996 год. А очередной успешный коммерческий запуск при помощи ракеты Ariane 5 подтвердит репутацию семейства ракет Ariane как наиболее подходящих ракет для вывода спутников на геостационарную орбиту за несколько недель до 40-летия ракеты и появления в 2020 году ракеты Ariane 6».
Спутниковые новости
Добавлено: 01 дек 2019, 12:55
student
Обтекатель строящейся ракеты Vega-C готов к акустическим тестам 12:34 01/12/2019
10-метровый головной обтекатель новой европейской ракеты-носителя Vega-C, установленный на вершине структурной модели верхней ступени ракеты, готовят к акустическим испытаниям в камере Large European Acoustic Facility (LEAF) Европейского космического агентства (ЕКА) – способной воссоздать экстремальный уровень шума, регистрируемый при старте ракеты.
Ракета-носитель Vega-C, запуск которой намечен на следующий год, представляет собой более мощную версию используемой в настоящее время ракеты Vega, предназначенной для запусков небольших спутников, ставших весьма популярными в последние годы. Три из четырех ступеней этой ракеты будут оснащены твердотопливными двигателями, в то время как четвертая ступень под названием AVUM+ – модель которой можно наблюдать на данном снимке под обтекателем – использует жидкое топливо, благодаря чему ее двигатели можно будет включать многократно.
Две разъемные половины оболочки, которые весят по 450 килограммов каждая, снаружи обшиты сэндвич-панелями из углеродного волокна, а внутри заполнены алюминиевой ячеистой структурой. Они будут нести важную функцию защиты полезной нагрузки во время первого этапа запуска не только от атмосферной турбулентности, но также от воздействия высокого уровня шума в критические первые секунды после старта, когда звуковые волны, отражаясь от земли, будут достигать обтекателя.
► Показать
На одной из стен камеры LEAF – составляющей 11 метров в длину, 9 метров в ширину и 16,4 метра в высоту – расположена группа мощнейших испытательных звуковых горнов. Продувка горнов азотом позволяет создать экстремальный шум громкостью свыше 154 децибел – уровень, близкий к громкости шума, производимого реактивными струями ракеты при старте. Камера LEAF является частью испытательного центра ESTEC Test Centre ЕКА, расположенного на территории Нидерландов.
Первый полет ракеты Vega-C запланирован на середину 2020 г. На борту ракеты будет находиться спутник LARES 2 Итальянского космического агентства, представляющий собой крупный ретрорефлектор, предназначенный для изучения эффектов Общей теории относительности, связанных с гравитационным полем Земли.
Спутниковые новости
Добавлено: 03 дек 2019, 16:32
student
"Азеркосмос" и ГП КС будут сотрудничать в области спутниковой связи
3 декабря 2019 года в столице Азербайджана, в городе Баку в рамках международной выставки в сфере телекоммуникационных и информационных технологий Bakutel-2019 российский оператор спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) и азербайджанский оператор спутниковой связи ОАО "Азеркосмос" подписали соглашение о сотрудничестве в области услуг спутниковой связи и вещания.
Подписание соглашения прошло в присутствии участников и гостей выставки. Подписи под документом поставили заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГП КС Ксения Дроздова и заместитель председателя совета директоров ОАО "Азеркосмос" Ровшан Рустамов.
Целью соглашения является объединение усилий и организация совместной работы азербайджанского и российского операторов в области создания и развития сетей спутниковой связи и вещания для различных секторов экономики и государственного управления, как на территории России и Азербайджана, так и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки. С этой целью планируется использовать возможности космических спутников "Azerspace-1", "Azerspace-2", а также спутников ГП КС серии "Экспресс-АМ", которые обеспечивают устойчивое покрытие вышеуказанных регионов, включая территории стран СНГ.
Российский и азербайджанский спутниковые операторы обладают уникальным опытом реализации спутниковых проектов в области организации корпоративных сетей связи, магистральных каналов доступа в Интернет, регионального ТВ вещания, а также работы с подвижными объектами на суше, на море и в воздухе.
Совместная работа над проектами позволит двум компаниям усилить свое присутствие в регионах Евразийского и Африканского континентов, а также обеспечить максимальный охват вертикальных рынков предоставления услуг спутниковой связи и вещания.
Недавно ФГУП "Космическая связь" подписал соглашение о сотрудничестве с крупнейшим оператором спутниковой связи в Таиланде Thaicom. В рамках данного соглашения Thaicom и ГП КС договорились проработать возможность роуминга между сетями морского VSAT двух операторов
Спутниковые новости
Добавлено: 06 дек 2019, 06:17
DVA
ЦУП готов к запуску корабля «Прогресс МС-13»!
Центр управления полётами ЦНИИмаш завершил плановые работы по подготовке к управлению полётом грузового корабля «Прогресс МС-13». Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» запланирован на 6 декабря 2019 года в 12:34:11 мск с космодрома Байконур.
Специалисты Главной оперативной группы управления полётом российского сегмента Международной космической станции в ЦУП приступят к управлению полётом корабля после его отделения от третьей ступени носителя. Расчётное время выведения «грузовика» на заданную орбиту — 12:42:59 мск.
Сближение корабля «Прогресс МС-13» с Международной космической станцией и причаливание к стыковочному отсеку «Пирс» планируется проводить в автоматическом режиме под контролем специалистов ЦУП и российских членов экипажа МКС.
Кораблю «Прогресс МС-13» предстоит доставить на борт станции около двух с половиной тонн различных грузов, в числе которых топливо, воздух, оборудование для поддержания станции в рабочем состоянии, посылки и средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа. Кроме того, космонавты получат новое полотно беговой дорожки БД-2, предназначенной для сохранения физической формы экипажа в условиях невесомости.
Спутниковые новости
Добавлено: 10 дек 2019, 19:33
student
«АльфаСтрахование» обезопасит эксплуатацию KazSat-3
«АльфаСтрахование» защитит спутник KazSat-3 в случае возможных рисков при эксплуатации. Компания заключила договор с АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева (ИСС).
Пишется, что сумма страховки составила 661 миллион рублей. Период страхования начинается с момента погрузки аппарата на транспортное средство в пункте отправления, продолжается в течение всей перевозки, и оканчивается при разгрузке в пункте назначения.
KazSat-3 — коммерческий геостационарный телекоммуникационный спутник, предназначенный для предоставления различных услуг связи на территории Казахстана: DTH, широкополосных систем и VSAT, передачи голоса и данных, а также видеоконференцсвязи.
Напомним, в сентябре все российские страховые компании отказались страховать «Протон-М» — в объявленном тендере на страхование запуска ракеты-носителя не приняла участия ни одна фирма.
Спутниковые новости
Добавлено: 10 дек 2019, 19:58
student
Гвинн Шотвелл о 2-й ступени Falcon 9 миссии CRS-19, спутниках Starlink и полёте Crew Dragon
16:33 10/12/2019
Шокирующие подробности о 2-й ступени Falcon 9 миссии CRS-19, спутниках Starlink и полёте Crew Dragon с экипажем от операционного директора SpaceX, Гвинн Шотвелл.
Про таинственные испытания 2-й ступени Falcon 9 во время миссии CRS-19:
— Испытание было произведено по запросу ВВС США, чтобы гарантировать возможность прямого вывода на ГСО – перед запуском миссии AFSPC-44 на Falcon Heavy в 4 квартале 2020 года
— После 6-и часового пролёта по орбите – двигатель был запущен на 20.1 секунды
— До настоящего времени ВВС США полагались на ракету Атлас-5 при прямом выведением спутников на ГСО. SpaceX нужно было продемонстрировать эту возможность.
— Это был третий такой опыт со 2-й ступенью, после запуска Roadster на Falcon Heavy и спутника GPS III SV01.
Про Starlink:
► Показать
— В третьей партии из 60 спутников, которые SpaceX планирует запустить в конце декабря – один спутник будет экспериментальным. На его дно нанесут специальное покрытие для снижения альбедо [ред. – отражательной способности]
— Это всего лишь эксперимент и на данный момент сложно предсказать – будет ли работать это покрытие. Мы движемся путём проб и ошибок – чтобы найти оптимальный способ для снижения отражающей способности спутников
— Никто в компании не предвидел проблемы с альбедо – когда разрабатывали систему Starlink. Мы не думали об этом. Астрономическое сообщество тоже не задумывалось об этом!
— Экспериментальное покрытие, которое понизит отражающую способность – может повлиять на характеристики спутника. Это определенно меняет тепловые характеристики спутника. Это будет метод проб и ошибок, но мы исправим проблемы с этим.
— Компания планирует запускать по 60 спутников каждые две-три недели в течение следующего года, чтобы построить группировку, которая к середине 2020 года будет готова обеспечить глобальный охват сетью Starlink.
— В SpaceX ещё не определились со стоимостью услуг Starlink. Если мы не сделаем пользовательские терминалы Starlink правильно, то окажемся в дерьме (doo-doo).
— Компания ещё добивается разрешения на эксплуатацию до 30 000 спутников.
Про Crew Dragon:
Четыре основные причины задержек миссии Demo-2 (c экипажем на МКС):
1. Посадка на двигателях. У нас была архитектура корабля, на которой мы могли бы приземлять корабль на двигателях в любой точки мира на площадку размером с вертолётную. Мы думали, что это самый безопасный способ сделать это. Технически, это было сложно, но главной проблемой оказалось сертифицировать этот метод для NASA. Уложится в установленные сроки оказалось невозможно. Мы определенно многому научились с Crew Dragon. NASA предупредило нас сделать Crew Dragon будет в 10 раз сложнее чем грузовой Dragon. Что значит в 10 раз сложнее? На что это похоже? Как это? Вы просто не знаете, пока не сделаете это.
2. Изменение требований от NASA также способствовало задержкам. После того, как в SpaceX уже спроектировали внутреннюю компоновку Crew Dragon – NASA приняло решение изменить спецификацию угла сидений корабля из-за опасений, связанных с тем, что члены экипажа могут испытывать перегрузки во время приводнения. С учётом этих изменений и угла наклона сидений мы больше не могли получить семь мест. Так что теперь у нас всего четыре места для экипажа. Это было для нас большим изменением.
3. Взрыв Crew Dragon на испытательном стенде на мысе Канаверал в апреле прибавил три-четыре месяца к графику разработки корабля
4. Четвертая причина – это парашюты. Новые парашюты версии Mk 3 от Airborne Systems включают изменения, направленные на решение проблем с нагрузками на парашюты, обнаруженные во время возвращения грузового корабля Dragon в августе 2018 года. После анализа нагрузок мы выяснили, что стропы получают гораздо большую нагрузку, чем предсказывали наши модели. Начиная с программы Аполлон у NASA был способ определения нагрузок на стропы парашюта. Они сделали (консервативное) предположение основываясь на программе Аполлон. Мы сделали это. Boeing сделал это. Мы просто следовали стандарту. Наш способ анализа запаса прочности оказался не таким надежным, как мы думали.
Необходимо сделать стропы более надежными, что делает парашюты более тяжелыми и большими. Но капсула уже разработана и её нельзя сделать больше. Это задержала нас еще на 18 месяцев. Затем нам пришлось перейти к более тонкому материалу купола корабля, так что это было методом проб и ошибок. NASA попросило SpaceX и Boeing выполнить дополнительные испытания парашютов, чтобы собрать больше данных и повысить их надёжности. Я думаю, что сейчас мы знаем парашюты лучше, чем кто-либо на планете, мы работали над стропами, материалом и изготовлением парашютов.
— Сейчас SpaceX завершает финальные квалификационные испытания для Demo-2 и предоставляет отчеты о безопасности и рисках в NASA для утверждения правительством
— Мы завершили 7 испытательных тестов многопарашютной системы версии Mk3. Для полётов нужно 10, то есть осталось ещё три – но мы сможем сделать и больше тестов. У нас есть время закончить испытания, проанализировать данные и убедиться что всё хорошо до 4 января [ред.т.е до IFA теста]
— Во время IFA теста двигатели и парашюты Crew Dragon будут работать в полной мере.
Спутниковые новости
Добавлено: 10 дек 2019, 20:04
student
ЕКА запустит сборщика космического мусора уже через пять лет
10 Дек, 2019
К 2025 году Европейское космическое агентство (ЕКА) готовится запустить первого сборщика космического мусора. Ситуация с загрязнением орбиты достигает критических масштабов, передают Известия.
Сообщается, что подготовкой зонда ClearSpace-1 ЕКА займется совместно со стартапом ClearSpace. Целью сборщика станет отработанная ступень ракеты Vega. На орбите Земли остается много частей от космических кораблей и спутников. В связи с этим страны-члены ЕКА активно поддержали идею запуска ClearSpace-1.
Как рассказал глава ClearSpace-1 Люк Пиге, сегодня на орбите находятся около 2 тыс. действующих спутников и более 3 тыс. неисправных, поэтому с запуском сборщика мусора медлить нельзя. В ЕКА разделяют это мнение.
«Даже если завтра все космические запуски будут остановлены, прогнозы показывают, что количество орбитального мусора будет продолжать расти, поскольку столкновения между предметами создают свежий мусор в виде каскадного эффекта», — отметила проект глава направления ЕКА «Чистое пространство» Луиза Инноченти.
Как отмечали ранее специалисты Научного института машиностроения в России, на сегодняшний день около 70% всех объектов геостационарной орбиты составляет космический мусор.
► Показать
В связи с этим ученые постоянно ищут способы борьбы с загрязнением околоземного пространства. Еще в 2015 году китайские инженеры представили орбитальный сборщик мусора, который перерабатывает собранные космические отходы на топливо для себя.
Спустя три года, их коллеги из Британии протестировали гарпун, установленный на специальном спутнике и призванный очистить орбиты от космического мусора.
Также в этом году свои разработки представили российские специалисты. В частности, в августе компания «Российские космические системы» показала свой аппарат для утилизации космического мусора. А через месяц специалисты Самарского университета представили модель буксира для уборки геостационарной орбиты.
Кроме того, к 2025 году ожидается, что «Роскосмос» завершит свои работы по созданию космического аппарата «Ликвидатор» (рабочее название), предназначенного для очистки геостационарной орбиты от неработающих спутников и разгонных блоков.
Спутниковые новости
Добавлено: 12 дек 2019, 08:04
DVA
Заправка спутников в космосе с помощью робота
Многие технологии, которые необходимы для повседневной жизни – от связи до GPS-навигации и прогнозирования погоды – опираются на тысячи спутников, вращающихся вокруг Земли. Когда у этих спутников закончится топливо и они перестанут работать, в настоящее время мало что можно сделать, чтобы продлить их работу.
► Показать
«Когда у спутника заканчивается топливо, и у вас нет способа его заправить, этот спутник перестает работать», – сказал Джон Вен, профессор и руководитель кафедры электротехники, вычислительной техники и системотехники в Политехническом институте Ренсселера. «Когда это произойдет, будет запущен новый спутник, чтобы заменить существующий».
Это дорогостоящая, отнимающая много времени и все более проблематичная реальность, поскольку сломанные спутники становятся частью растущего космического мусора. Команда исследователей из Rensselaer во главе с Джоном Веном вместе с НАСА работают над решением: роботом, который сможет схватить спутник в космосе и втянуть его в док, где он будет заправлен.
«Наша часть исследований заключается в том, чтобы уделить особое внимание транспортировке массивного спутника, который намного превышает возможности этого робота манипулятора на Земле из-за действия силы тяжести», – сказал Вен.
Роботизированная рука строится для НАСА компанией Maxar Technologies длиной около 2 метров и тонкой, чтобы она смогла работать как можно более эффективно в космосе. Для этого у нее есть механизмы и суставы, которые позволят ей обращаться с большим спутником. Но эти компоненты также обеспечивают гибкость, сказал Вен.
Исследователи из Rensselaer работают с НАСА над разработкой сложных алгоритмов, которые будут контролировать движение руки, позволяя ей точно транспортировать и закреплять спутник на причальной станции для дозаправки.
[youtube][/youtube]
Вен сравнивает проблему с трудностью перемещения массивного автобуса по льду на хоккейном катке. Подобно скользкому льду, отсутствие гравитации смягчает проблему перемещения тяжелого объекта, но не обязательно делает задачу тщательного управления его движениями намного легче.
«В космосе не будет человека, который мог бы вмешаться», – сказал Вен. «Все зависит от наземного оператора. Поэтому мы должны провести обширное моделирование как в программном, так и в аппаратном обеспечении, чтобы убедиться, что эта операция безопасна».
Это моделирование выполняется как в вычислительном, так и в физическом плане в Центре технологий и систем автоматизации в Rensselaer. Для физического моделирования команда использует установку с воздушными подшипниками (по существу, стол для аэрохоккея), где небольшая спутниковая модель может плавать вдоль поверхности, имитируя среду невесомости. Меньшая рука робота моделирует движение, которое она будет совершать в космосе.
«Действительно здорово работать с НАСА над проектом, в котором есть шанс, что то, что мы разрабатываем, действительно будет использовано», – говорит Кимберли Оукс, докторант в области электротехники. «Это возможность, которую вы не получаете в области исследований».
Команда Вена работает с Отделом проектов обслуживания спутников в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд, и разрабатывает набор технологий, необходимых для заправки спутника на орбите. Кроме того, Вен видит другие приложения для этой работы.
«Все труднее доставлять на орбиту тяжелые полезные грузы, поэтому, когда мы говорим о лунной миссии , миссии на Марс и так далее, все чаще и чаще придется собирать все в космосе», – сказал Вен. «Роботизированная технология, над которой мы сейчас работаем, станет основой такой работы в будущем».