Программа Илона Маска является наиболее успешным частным проектом ракетостроения и освоения космоса. Кроме того, уровень амбиций бизнесмена создает серьезную конкуренцию госпрограммам США и РФ.
SpaceX, зародившаяся в начале 2000-х годов, не только стала единственной успешной частной фирмой по производству ракетных технологий — на данный момент корпорация Маска успешно проводит рекордное количество гражданских запусков ракет в космос.
Для достижения своих целей Маск полностью перерабатывает структуру существующих ракет, пытаясь привести их к следующим параметрам:
Сделать аппараты многоразовыми, с возможностью возвращения и дозаправки.
Ускорить время перемещения в космосе за счет усиления двигателей ракет-носителей.
Уменьшить стоимость перелетов за счет удешевления цены на производство ракет и топлива.
Создать сверхтяжелые ракеты, теоретически способные отправить достаточное количество материала и экипажа для колонизации планет.
Для достижения этих целей компания Маска уже 17 лет постоянно совершенствует свои ракеты, покоряя новые вершины ракетостроения. И хотя путь компании нельзя назвать легким — за эти годы аппараты взрывались, падали и разрушались, — но результатом такого труда стали:
Falcon 9 — многоразовая ракета, которая активно применяется в космосе для разных задач.
Тяжелая Falcon Heavy, которая может вывести рекордную массу весом почти в 64 тонны на орбиту Земли.
Помимо перечисленных, «SpaceX» запускала и другие типы ракет (например, серию грузовиков Dragon для переброски космонавтов на МКС) и коммерческие спутники разных стран. Отдельно стоит обратить внимание на успешные запуски спутников Starlink. Это коммерческий проект, цель которого — распространение недорогого интернета, доступного в любой точке мира.
Кроме того, Маск ставит и более локальную цель для своих ракет — организовать не только частные перелеты в космосе, но и скоростные маршруты доставки грузов в любую точку Земли. Хотя назвать «локальным» то, что значительно повлияет на систему грузоперевозок на планете, довольно сложно.
Сейчас, в декабре 2019 года, венцом развития компании является Starship»(ранее — Big Falcon Rocket, или BFR) — корабль, который представляет собой основу для главной цели программы SpaceX.
Своей главной долгосрочной целью Илон Маск ставит колонизацию Марса.
NASA
Программа американской государственной корпорации NASA также направлена на будущую колонизацию других планет. И наиболее перспективной в этом плане представляется Луна. В 2019 году запущена программа «Артемида». Согласно плану, в 2024 году на ближайшее к Земле небесное тело отправится экспедиция, а к 2030 году американские астронавты полетят в сторону Марса.
Для этих целей ведутся разработки сверхтяжелых ракет, способных доставить не только космонавтов, но и полезные грузы для развертывания базы на спутнике Земли.
Для работ на Луне конструируются специальные модели скафандров с усиленной защитой и проводятся первые успешные испытания модулей жизнеобеспечения, которые планируется установить в окололунном пространстве.
Кроме того, для межзвездных перелетов совершенствуются существующие виды ракет. Запланированы испытания сверхтяжелого аппарата нового поколения SLS, оснащенного наиболее мощными из существующих кислородно-водородными двигателями RS-25, которые использовались на замороженном правительством проекте запусков космических шаттлов.
Корпорация «Роскосмос»
Российская государственная корпорация «Роскосмос» продолжает организацию запусков орбитальных спутников и космических кораблей «Союз». Помимо собственных космонавтов, Роскосмос предлагает услуги по направлению на орбиту иностранных экипажей. Кроме того, компания по-прежнему задействована в исследованиях долгосрочного проекта на МКС.
В планах «Роскосмоса»:
Разработка новых технологий ракетостроения, позволяющих начать заселение Луны к 2040 году.
Расширение космодромов.
Попытка создать более эффективные многоразовые ракеты с двигателями на плазменном топливе или электричестве.
Работа на орбите и запуски «Союзов» уже исчерпали себя, но дальнейшее освоение космоса российской корпорацией пока не представляется реальным в связи с ограниченными техническими возможностями.
Китайское национальное космическое управление
Программы Китая по освоению космоса впечатляют своей глобальностью. Несмотря на то, что проект с космической станцией Tiangong 2 свернут (в июле 2019 года КС была сведена с орбиты), исследования ведутся в других более перспективных направлениях.
Ученые Поднебесной проводят эксперименты по внедрению в производство ракет серии «Чанчжэн» с повышенной грузоподъемностью, используя твердые виды топлива.
Также планируется организация регулярных коммерческих полетов и частных суборбитальных экскурсий. Негосударственные космические перелеты в Китае уже разрешены, остается только снизить расходы на содержание космических аппаратов. Такая мера сделает стоимость перемещения менее высокой.
Повышение грузоподъемности и скорости ракет-носителей – основной вектор развития китайских технологий. В долгосрочной перспективе намечена колонизация Луны и Марса на новых, сверхтяжелых КК.
Китай делает ставку на создание одноступенчатых ракет многократного использования. Предполагается, что такой подход решит многие экономические проблемы. С помощью космических технологий ученые намереваются сократить потребление электроэнергии на Земле: например, организовать экспериментальное освещение одного из городов с помощью спутника-отражателя.
Другие страны
Из азиатских стран в освоении космических технологий значительно продвигается Индия. Основное внимание направлено на коммерческие и частные перевозки. Космическая программа страны набирает обороты с 1980 года, и за это время получены значительные результаты:
С 2008 года запускаются лунные зонды.
В 2013 году на орбиту Марса успешно отправлена исследовательская автоматическая станция «Мангальян» (для запуска использовалась ракета индийского производства «PSLV-XL»).
В 2030-х годах ожидается пилотируемый полет на Красную планету.
Разработаны военные разведывательные спутники и противоспутниковые ракеты, что дает стране полное право считать себя серьезным соперником для основных держав.
Сейчас модели PSLV — одни из самых бюджетных. Это дает возможность получать коммерческую прибыль от запуска с ее помощью спутников других стран. Тяжелые ракеты типа GSLV способны отправлять на орбиту грузы.
Привлечение частных компаний позволит Индии получить новые финансовые вливания и расширить количество запускаемых спутников.
Среди славянских стран на новый этап космических свершений выдвигается Украина. Проект по ракетостроению и освоению космоса, ранее замороженный на долгий период, был заново открыт в 2018 году.
Составлен план действий на ближайшие 5 лет. В октябре 2019 года был принят закон о разрешении запуска и разработки ракет частными компаниями. Снятие ограничения позволит развить перспективное коммерческое направление, а также привлечет в данную отрасль инвестиции.
Принятое решение уже дает свои плоды: завод «Южмаш» получил крупный заказ от коммерческой космической компании США Firefly Aerospace. Сумма заказа и дальнейшее сотрудничество с частными фирмами — шанс восстановить завод и возобновить участие Украины в космической отрасли.
Итоги: что мы увидим в ближайшие десятилетия
На календаре — январь 2020 года.
Совсем недавно, 20 ноября, при испытаниях взорвался Starship Илона Маска — корабль, который должен был положить начало экспансии человечества на другие планеты.
Остановит ли это SpaceX?
Вряд ли. Ведь погибла модель MK I, а уже с момента презентации ракеты 29 сентября 2019 года, специалисты компании работают над прототипом MK III с улучшенными полетными характеристиками и новыми конструктивными решениями, в то время как MK II уже готовится к испытаниям.
Как и пионеры ракетного дела, современные специалисты не привыкли опускать руки из-за постоянных трудностей и повышения уровня сложности задач, стоящих перед homo sapiens.
И это утверждение относится не только к SpaceX — оно одинаково верно и для американцев, и для россиян, и для китайцев, и для индийцев, и для украинцев, и для многих других национальностей, работающих в космических проектах.
В ближайшие десятилетия нас ждет:
Переход к коммерческому кораблестроению.
Уменьшение стоимости полетов.
Увеличение дальности перелетов.
Возможность многоразового использования ракет.
Появление и применение новых форм топлива.
Доставка людей на Луну как штатная процедура.
Строительство первой научной станции на естественном спутнике Земли.
Появление первой, пусть и маленькой, но колонии землян на Марсе.
Попробуем осознать эту мысль еще раз?
То, что многие из нас читали в фантастических романах и видели в космической кинофантастике, уже сейчас, прямо в этот момент усилиями целеустремленных людей становится реальностью.
Возможно, это не выйдет сделать в 2030-х годах, и процесс затянется еще на десять или двадцать лет. Но тенденции таковы, что у большинства читателей этой статьи появился реальный шанс увидеть, как «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы».
Ну а самые юные читатели вполне смогут оставить эти следы своими собственными, пока еще маленькими ногами.
Ну что, per aspera ad astra?