Народные и церковные праздники

Ответить
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

[size=14pt]13 августа - Евдокимов день[/size]
Изображение
В этот день вспоминают праведника Евдокима Каппадокиянина. В 9 в. в Малой Азии, в благочестивой христианской состоятельной и знатной семье родился мальчик. Родители его, Евдокия и Василий, растили сына в послушании, и совсем в юном возрасте Едоким дал обет безбрачия и соблюдал его так строго, что не только старался не общаться с женщинами, но даже и не смотреть на них, делая исключение лишь для матери.

Сам император, восхищенный праведностью Евдокима пожелал видеть его правителем Харсианской области. И Евдоким оправдал надежды правителя, исполнял возложенные на него обязанности с большим рвением, заботясь о душах вверенных ему людей, защищая каждого и помогая в нужде вдовам и сиротам.

Умер Евдоким молодым – в 33 года, как говорили, оттого, что очень уж понравился своим образом жизни Богу. Поэтому неудивительно, что вскоре к его гробнице потянулись люди, ждущие чудес и исцеления. Когда же гроб Евдокима был открыт через несколько месяцев, собравшиеся увидели, что его тело не тронуло тление и почувствовали, что оно чудесно благоухает. В православии Евдоким почитается покровителем брака, в частности, потому, что сам он был с родителями в теплых, доверительных отношениях.

На день памяти праведника приходилось в народном календаре и Евдокимово заговенье, за которым следовал Успенский пост, который, правда, не был очень строг благодаря тому, что летом даже самое постное на крестьянском столе могло быть очень вкусным. На нем были свежие овощи, лесные ягоды, свежий хлеб, и множество блюд из репы – от пареной и репы в пирогах, до каши с ней и квасе на репке.

В Евдокимов день пахари заговаривали бороны – остались бы целыми, не ломались на весь период работы, и об этом обряде есть такие поговорки: «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится», «Коли не заговоришь борону — не угодишь коню».

Именинники в этот день: Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

14 августа - Первый Спас, Медовый Спас

Изображение
День Первого Спаса - начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же этот обряд из Константинополя, где Честное Древо Креста носили по городским улицам – это должно было служить не только чисто церковным обрядом, но способствовать защите горожан от болезней.

Итак, с 14 августа и до самого Успения Пресвятой Богородицы, каждый христианин мог прийти поклониться Древу Креста. Повсеместное же распространение праздника на русской земле относится к окончанию 15 века.

От Петрова поста до Успенского – точно месяц срока, а далее идут широко известные праздники – Успение Божьей Матери и Преображение Господне. Всего же Успенский пост имеет три праздничных дня – Медовый спас (Всемилостивого Спасителя), Яблочный Спас (Преображение Господне), Ореховый Спас (перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа).

Успенский пост не столь строгий, как пост Великий, однако построже, чем пост Рождественский и Петров. По понедельникам, средам и пятницам – сухоядение, в четверг и вторник позволительно кушать вареные овощи, а вот масло на столе позволено только в воскресенье или субботу. И, хоть уже и поспевали яблочки, но еще до Яблочного Спаса запрещено было лакомиться яблочками, запрет касался и винограда.

День также иногда называли Мокрым Спасом, ведь попы освящали этим днем все водоемы, а народ спешил укрепить здоровье, окунувшись в освященные воды.

Но чаще его именовали Медовым Спасом, по установившейся традиции заламывать, или подрезать соты, дабы и самим медку отведать, и уберечься от соседских пчел, которые, по поверью, могли мед украсть. Мед относили освятить в церкви, впрочем, то же делали с остальными плодами летних трудов.

На юге страны это был Маковый спас, день освящения маковых головок. Уставляли столы блюдами с маком – пышными булочками-пирожками, еще – знаменитыми маковниками. Для них долго варились мед с маком, густели на огне, а потом массу выкладывали слоем, остужали и нарезали.

В тех районах мак был не только сладостью да добавкой в выпечку, он служил еще оберегом: никакая ведьма не смела войти в дом, что был обсыпан маковыми семенами.

Во дворах шли работы по подготовке к зимним месяцам, на полях начинался сев озимых. Тут были свои обряды. Шли поклониться опытному, старейшему в селении пахарю, просить выйти в поле, рассеять зерна ржи на посев: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!».

Точное время посева иногда определяли по поспевающей малине: мелковатые ягодки - посев откладывали, а ягоды крупные заставляли не медлить. На эту тему было немало сказано: «Паши под озимы, готовь гумна и овины», «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой», «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду».

Но что по малине долго гадать? Ее спешили и собирать, чем занимались бабы и детвора. Малину любили свежей, а еще в вареньях, ею и лакомились, и лечили простуды. Не обходили стороной и ягоды черемухи, пускали на варенье, сушку, ведь сухие ягоды – и начинка для пирогов (в перемолотом виде), и целебное средство.

Именинники в этот день: Александр, Дмитрий, Леонтий, Софья, Тимофей, Фёдор
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

15 августа - Степан Сеновал
Изображение
Праздник посвящен первому христианскому мученику из диаспоры евреев – святому Стефану. По легендам, апостолы назначили его в числе семи христиан диаконами, дабы они присматривали за «ежедневным раздаянием потребностей». Но Стефан помимо этого также проповедовал в городе Иерусалиме.

Как-то раз в своей проповеди он высказал мысль: «Всевышний не в рукотворённых храмах живет». Это не только вызвало отрицание у представителей синагоги, но слово «рукотворённый», применяемое обычно для определения языческих идолов, было вочпринято страшным богохульством, за что Стефана предали суду.

На нем после произнесения длинной речи, которая еще больше настроила против него, Стефана убили, причем неясно, было это сделано по приговору или его закидала камнями разъяренная толпа. Но, как бы то ни было, Стефан не просил о пощаде, только молился Иисусу за врагов своих и просил Спасителя принять его дух.

В народе имя Стефан трансформировалось в Степана. А определение Сеновал появилось, поскольку наступала пора завершения сенокоса, оставалось скосить отаву. Каждая крестьянская семья в этот день сообща набирала определенные травы да цветы, чтобы сплести большой венок – Степанов, который висел на особом месте – в красном углу и служил универсальным лекарством: если кого валил недуг, хозяйке дома нужно было отломить немного «трав могучих», заварить и луговым душистых ароматом прогнать злых духов. И так травы венка помогали врачеваться до Илларионова дня, который наступал 10 апреля.

Отдавали много внимания лошадям – всячески обихаживая их и давая напиться через серебро. Конечно, серебряной посуды у крестьян не водилось, но народ с умом обходился и малым. Итак, нужно было отвести лошадь сперва искупаться, а затем – к лесному ручью. Серебряную монетку сперва бросали в ключ, затем – в шапку, и туда же набирали воды, которой и поили лошадь. Монетку же следовало спрятать в конюшне до следующего года, и нередко она передавалась в семье ототцов к сыновьям. Ну, а польза обряда была в том, что лошади после него должны были стать покладистее и не страшиться нечистой силы.

Степанов день и еще несколько следующих указывали на то, каким будет весь сентябрь.

Именинники в этот день: Василий, Иван, Кирилл, Платон, Роман, Степан, Тарас, Фёдор
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

Изображение
Аватара пользователя
Alen
Администратор
Сообщения: 12590
Зарегистрирован: 22 ноя 2017, 18:25
Место жительства: Україна
Мой приемник: SI-1218,SI-1268,SI-1311,SI-1223
Мои спутники: 4w,5e,13e,36e
Благодарил (а): 71605 раз
Поблагодарили: 43879 раз

Народные и церковные праздники

Сообщение Alen »

Изображение
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

28 августа - Успение
Изображение
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.

О ее жизни из Нового Завета известно следующее. Апостолу Иоанну распятый Иисус поручил опекать Марию, что было верно исполнено – после казни Христа и его воскрешения Мария и Иоанн стали жить в Иерусалиме. Нередко Мария поднималась на Голгофу помолиться, и сюда как-то к ней спустился сам архангел Гавриил, известивший Марию: через 3 дня ей суждено «отойти ко Христу Богу». И в день кончины Марии в Иерусалим чудесным образом перенеслись апостолы, до того находившиеся в иных странах, где они говорили проповеди.

Апостолы погребли Марию близ ее родителей, а вход в гробницу завалили большим камнем. В третий день от смерти Марии в Иерусалим пришел Фома, и апостолы вместе с ним отправились к гробнице, дабы и Фома смог проститься с Марией.

Но, когда они отодвинули камень и вошли в гробницу, то не нашли там тела Богородицы, лишь ее благоухающие погребальные одежды. И вскоре, не наступил еще и следующий день, Мария навестила апостолов, они узрели ее среди ангелов, а она сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Успение – один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.

В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей – одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок.

Успение иногда также именовали Дожинком, потому что завершалась хлебная жатва.

На жатве больше трудились женщины, и потому после Успения наступало молодое Бабье лето, время отдыха всего слабого пола, выполнявшего столько трудной работы, и время это тянулось до 11 сентября, то есть до Ивана Постного. Выходя на поле в последний раз, женщины перекатывались по земле и просили жниву вернуть силы, которых ушло немало на жатве, а также обвязывали серпы соломой. Сноп, сжатый последним, рядили в кокошник и яркий сарафан и с почестями, под песни, несли в деревню.

В этот день в церкви освящали и благословляли хлебные колосья и зерно.

Завершалось же все пирами, на которые все скидывались кто деньгами, а кто продуктами, и так накрывали длинные столы с жареной бараниной, пирогами, прочими угощениями и свежим пивом, причем на пиры приходили и те, кто был беден, их почитали за долг угощать более зажиточные селяне.

Еще одним названием праздника было Соление, так как приходила пора квасить капусту и солить огурцы, в зимнее время составлявшие неотъемлемую часть крестьянской пищи. Огурцы и капуста шли в рассольники и щи, ели их и просто – с хлебом и картошкой.
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

29 августа - Спас Нерукотворный
Изображение
Праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который известен и как Третий Спас, или Спас Нерукотворный.

Тип изображения Спасителя в виде его лика на глиняной доске или на платке (урбусе) и называется Нерукотворным спасом.

Первым Нерукотворным образом Иисуса Христа принято считать изображение его, проявившееся на полотенце после того, как Христос, умывшись, отер им свое лицо. Этот льняной холст многие годы был величайшим сокровищем города Едессы.

В 944 году он был приобретен у города Константином VII и с большим торжеством перенесен в Константинополь, и, собственно, тогда и началась традиция праздника. Но после одного из нашествий крестоносцев реликвия была потеряна. Православные христиане считают, что Нерукотворный образ свидетельствует не только о той истине, что второе лицо Троицы воплощалось в образе человека, но и о том, что иконопочитание также истинно.

В этот день люди на Руси возносили Господу самые горячие молитвы, затем мужчины шли в поля с хлебом-солью, которые вручали им жены. Собирали в поле и необычную телегу: сперва загружали три снопа, на них - мешки с зерном для посева озимых. Тех, кому выпала честь засевать поле, на нем торжественно встречала детвора, поднося гречневую кашу и пирог.

О Спасах народ говаривал: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают».

Извлекали из печей хлеб нового урожая: «Третий Спас хлеба припас».

Обычно этим днем открывались торги холста и полотна.

Иное название Спаса – Ореховый – объяснимо: начинался сбор созревших орехов. А малым детям загадывали такие загадки: «Маленький мужичок — костяная шубка»¸ «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей», «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко».

Следовало отправляться к колодцам с источниками – почистить их и вволю напиться особо целебной подземной водицы.

Верили, что ласточки отправляются на зимовку в три больших вылета – по одному на каждый Спас. Коли к Нерукотворному Спасу и журавли покидали родные места, то уже к 14 октября, на Покров, следовало ожидать морозов.

Именинники в этот день: Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

19 сентября - Михайлов день
Изображение
День назван в честь архангела Михаила, чье имя в первоначальном виде складывается из трех слов: «Ми ка эл» - и дословно означает «Кто как Бог?». Слово «Архангел» переводится как «старший посланник».

Согласно православию, Михаил – архистратиг, возглавляющий святое ангельское воинство, охраняющих закон Божий. Он почитается защитником и помощником христианам, противостоящим злым силам, а также тем, кто оберегает души покинувших этот свет, ведь он вознес на небеса еще души Богородицы и Авраама.

Также Михаил – привратник рая. Поскольку Михаил противостоит злым духам, то ему молились в болезнях об исцелении, ведь именно злобные духи, верили наши предки, порождали все болезни. Именем Михаила часто назывались источники, чья вода была целебной.

В Михайлов день крестьяне сходились на мирские братчины для разрешения дел в семьях или между соседями. Сходка могла закончиться не только спором, но и ссорой, но неизменно их завершали застольями, причем каждый приносил по какому-либо кушанью. И вот теперь пора было мириться и брататься, а второй такой шанс выпадал на Николу Зимнего (19 декабря).

Приниматься за работу этим днем было нельзя, чтобы не прогневать Господа.

Однако пора было обратить внимание на погоду, тем более, что подступали холода: «Михаил заморозком прихватил». И вот после них, если ветви деревьев наряжались инеем, ожидалась зима снежная. А еще стоило поглядеть на осину: если ее листочки опадают вверх «изнанкой», можно ждать зиму теплую, а если наоборот - студеную.

Именинники в этот день: Андрей, Всеволод, Денис, Давид, Дмитрий, Иван, Кирилл, Константин, Макар, Михаил, Фекла
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

21 сентября - Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы
Изображение
Этот праздник – Рождество Пресвятой Богородицы - установился в 4 веке и принадлежит к двунадесятым празднествам, главнейшим в годовом церковном календаре.

Что было в те далекие времена, когда в мир пришла Богородица, почти ничего не известно. Благочестивое семейство Анны и Иоакима многие годы ждало ребенка, когда же надежда почти угасла, Иоаким направился молиться в пустыню, и там ангел возвестил ему - об их ребенке «будут говорить во всем мире». И через положенный срок была рождена Мария.

Великий праздник именовался и по-другому – Малая Пречистая (28 августа, на Успение Богородицы, празднуется Большая Пречистая), Оспожинки, Осенины.

Оспожинки были праздником и в честь урожая, и, если выдавалась возможность – на них весело гуляли с танцами, играми и застольями всю неделю. На Осенины ранним утром собирались идти к берегу озера или реки женщины, старшая несла каравай, младшие – заводили песни, славя Богородицу. У воды хлеб ломали, и хозяйки несли кусочки на двор, чтобы угостить скотину.

В этот день те пары, кто стали мужем и женой совсем недавно, принимали в гости родню, а те поучали уму-разуму и строго глядели на всю жизнь молодых, на то, как ведут дом. Хозяюшке следовало не только подать обед, но и поднести родителям круглые пироги, а муж водил мужскую половину родню - показывать хозяйство.

Другие народные названия праздника вполне понятны – Пасиковый от «пасеки» и Луковый от «лука», и, в соответствии с названиями, продолжали выкапывать лук, пасечники же приготавливали к зиме пчелиные семейства.

Это еще и день осеннего равноденствия, и люди второй раз встречали осень да примечали, хороша ли погода, ведь, коли денек погожий, и осень придет такая.

Именинники в этот день: Георгий, Иван
Аватара пользователя
vdovbnenko
Premium
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 27 июн 2018, 23:39
Место жительства: Киев (область)
Мой приемник: GI 8120
Мои спутники: Горыныч 36,75,85,90
Благодарил (а): 9259 раз
Поблагодарили: 8692 раза

Народные и церковные праздники

Сообщение vdovbnenko »

27 сентября - Воздвижение
Изображение
Начало празднику положило событие, случившееся в Иерусалиме в 4 веке, когда был обретен Крест, на котором был распят Христос, а нашла его, согласно легенде, царица Елена, матушка императора Константина Великого.

По ее велению начались раскопки, которые открыли пещеру Гроба Господня, а близ него нашли сразу три креста. Крест Спасителя определили, когда пораженная недугом женщина коснулась его и сразу была исцелена. Так было положено начало большому празднику – Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.

Жители толпами шли в церкви, а, полюбовавшись на пышное благостное празднество, возвращались к ежедневным нуждам. Как нередко это бывало с церковными праздниками, среди народа день получил свои названия – Сдвиженье и Вдвиженье, что означает изменение в чем-то или движение.

Так, о том, что лето да осень отдаляются, и близится зимнее время, шутили: «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся». Непременно соблюдали и пост: «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится».

Главным же угощением были блюда с капустой, вот и говаривали: «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».

Рачительным хозяевам полагалось за три дня до Воздвиженья прибрать с грядок остатние кочаны, и приходило время недельку-другую трудиться над их заготовкой. Для женщин наступало время капустных вечерок, где не только работали, но и предавались веселью.

Девицы тоже проводили свои вечерки, не забывая подумать о любви, ведь, если на воздвиженских посиделках дасемь раз произнести заговор любовный, то тот, кто мил, никуда не денется.

Никаких серьезных дел не зачинали, дабы не рухнули начинания в пыль. Также не стоило идти в лес - там особо вольничал леший, да медведи волновались, обустраиваясь зимововать. Лесные жители тоже готовились к зиме, даже змеи хоронились в трухлявых пнях. И, если какая гадина ползучая кого кусала – то себя и губила, не успевая найти укрытие от холодов.

О заморозках, обычных в ту пору, говорили: «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка».

Именинники в этот день: Игнатий, Кузьма, Назар, Прасковья
Ответить