Новый спутник системы ГЛОНАСС введут в строй после праздников
Запущенный в декабре спутник системы ГЛОНАСС введут в строй сразу после новогодних праздников, сообщили РИА Новости в головном научном институте госкорпорации "Роскосмос" ЦНИИмаш.
"На 5 января 2020 года запланирован ввод в эксплуатацию навигационного космического аппарата "Глонасс-М" с системным номером 759, успешный запуск которого состоялся 11 декабря этого года", - рассказали в ЦНИИмаш.
Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов (26 "Глонасс-М" и два "Глонасс-К"). По назначению работает 22 аппарата. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.
Новый китайско-бразильский спутник передал первые снимки
Первые кадры аэрокосмической съемки, полученные с помощью нового китайско-бразильского спутника CBERS-4A, успешно переданы на Землю. Об этом, как передает Trend, сообщило во вторник на своем сайте Министерство науки, технологии, инноваций и коммуникаций южноамериканской республики.
"После недели тестирования всех подсистем спутника и череды маневров для его вывода на номинальную орбиту три камеры CBERS-4А были включены над территорией Бразилии на 11 минут, - говорится в заявлении министерства. - Наземная станция Национального института космических исследований (Inpe) Министерства, расположенная в городе Куяба (штат Мату-Гросу), получила и записала необработанные данные с камер WPM, MUX и WFI".
В ведомстве уточнили, что дальнейшие работы по вводу космического аппарата в эксплуатацию продлятся еще три месяца. За это время предстоит проверить радиометричнские и геометрические параметры снимков всех трех камер, настроить программное обеспечение.
Запущенный 20 декабря 2019 года с китайского космодрома Тайюань (провинция Шаньси), CBERS-4A стал шестым спутником, разработанным в рамках двустороннего соглашения Пекина и Бразилиа от 1988 года. Космический аппарат весит 1,98 тонны. Он оснащен двумя бразильскими и одной китайской камерами, которые будут делать снимки земной поверхности в различном разрешении и с разными временными интервалами.
Запуск предыдущего аппарата - CBERS-4 - состоялся 7 декабря 2014 года. Стороны также намерены приступить к созданию CBERS-5 и CBERS-6, которые, как планируется, через пять лет заменят на орбите CBERS-4А.
Китайские ученые тестируют солнечные паруса на орбите
Солнечный парус - это космический корабль, приводимый в действие давлением отраженного солнечного света на мембране.
Китайские ученые успешно проверили на орбите функции первого солнечного паруса SIASAIL-I. Об этом сообщает Синьхуа.
Как известно, этот солнечный парус был разработан Шеньянським институтом автоматики Академии наук Китая.
"После выхода спутниковой платформы на орбиту солнечный парус выполняет техническую проверку через двухступенчатое развертывание. На первом этапе применяется механизм термической резки и пассивного высвобождения, а корпус солнечного паруса выталкивается из спутниковой платформы и поворачивается на 90 градусов", - заявил заместитель главы лаборатории космической технологии автоматизации Лю Цзиньго.
Второй этап - установка мачты и постепенное развертывание паруса, площадь поверхности которого составляет около 0,6 кв. м.
Согласно данным, полученным со спутника, ключевой технологический тест солнечного паруса проходит гладко, что свидетельствует об успехе миссии с его проверки.
Компания SpaceX и неопределенности рынка пусковых услуг
18:52 03/01/2020
Одной из ключевых особенностей 2019 года стало то, что в отличии от 2018 года компания SpaceX провела не 21 пуск, а только 13 пусков (из них два – пуски РН «Falcon Heavy» тяжелая). При этом еще в сентябре 2019 года Гвинн Шотвелл делала заявления согласно которым компания (на тот момент имела 10 пусков) запланировала сделать до конца года 7-8 пусков (по факту осуществила только три).
В качестве причин подобных нестыковок в компании обозначили то, что пуски зависят не от ракет, а от готовности нагрузок. Последнее означает, что также как и в Роскосмосе, руководство компании склонно переоценивать емкость рынка и спрос на свои услуги. В этой связи также можно поставить и под вопрос будущее орбитальной группировки Starlink поскольку наряду с критикой со стороны астрономов планы по созданию данной группировки еще не включают мероприятий направленных на решение задач по созданию сверхдешевых терминалов, а возможности Пентагона по закупке подобного оборудования ограничены.
Также можно отметить и то, что компания планировала к концу 2019 года осуществить пилотируемый полет корабля Crew Dragon, однако это также было не реализовано.
Israel Aerospace Industries построит новый спутник связи для Израиля
17:38 03/01/2020
Israel Aerospace Industries анонсировала создание в интересах Израиля нового спутника связи. Он получит наименование Dror-1 и будет иметь срок активного существования в размере 15 лет.
К техническим особенностям нового аппарата в компании отнесли то, что он будет включать в свой состав максимально возможное число разработанных страной технологических решений. С экономической точки зрения этот аппарат будет решать задачу обеспечения стабильности космической промышленности Израиля, которая достаточно долго делала заявления согласно которым отсутствие заказов на геостационарные аппараты существенно тормозит ее научно-технологическое развитие.
Firefly Aerospace завершает подготовку к запуску ракеты-носителя Alpha
В Днепре Firefly Aerospace имеет собственный R & D-центр и цех экспериментального производства малых ракетных узлов с последующим лабораторным тестированием
Американская аэрокосмическая компания Firefly Aerospace, которая имеет подразделение в Украине, начала квалификационные испытания первой ступени ракеты-носителя Alpha.
На стенде Firefly TS2 установили четыре двигателя Reaver. Вскоре стартуют тестирования на «горячем огне», которые завершатся многократными 165-секундными отработками полного рабочего цикла.
В Днепре Firefly Aerospace имеет собственный R & D-центр и цех экспериментального производства малых ракетных узлов с последующим лабораторным тестированием.
«Американская и украинская команды усиленно готовят ракету-носитель Alpha к запуску, который сможет доставить до 1000 кг полезного груза на низкую околоземную орбиту и до 600 кг - на солнечно-синхронную. Запуск состоится на авиабазе Ванденберг в Калифорнии, которая является базой с космодромом военно-воздушных сил США », - говорит руководитель украинского подразделения компании Александр Дондик.
Пермское ПАО «Протон-ПМ» заключило договор с ОКБ «Факел» (Калининград) на поставку деталей и составных единиц (ДСЕ) для двигателей спутников проекта OneWeb. OneWeb — проект одноименной англо-французской компании, который предполагает создание группировки спутников для обеспечения широкополосного доступа в интернет по всему миру. Всего на высоты от 800 до 950 км будет выведено 700 космических аппаратов.
Спутник производства Airbus Defenceand Space будет оснащаться стационарными плазменными двигателями производства ОКБ «Факел». В ПАО «Протон-ПМ» не смогли уточнить, какие конкретно ДСЕ будут производиться для этого двигателя, и назвать сумму договора.
Традиционно основной продукцией пермского предприятия является производство жидкостных ракетных двигателей. В этом году оно завершает изготовление РД-276 для ракеты-носителя «Протон». В августе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объявил, что пермское предприятие станет серийным изготовителем РД-191 для ракеты-носителя «Ангара». «Протон-ПМ» производит также продукцию в интересах Минобороны: двигательную установку для МКБР «Ярс», двигатели для авиационной ракеты «воздух — поверхность», ДСЕ для авиадвигателя Д-30Ф6, которыми комплектуется истребитель-перехватчик МиГ-31.
Израильский разработчик получил спасительный заказ
Israel Aerospace Industries (IAI) 3 января объявила о выигранном тендере на разработку и создание Dror 1 — спутника для израильской национальной сети связи. По мнению экспертов данный заказ нацелен на сохранение израильской космической промышленности.
IAI заявила, что планирует реализовать в платформе Dror 1 множество технологий собственной разработки, включая гибкую цифровую полезную нагрузку, получившую название «смартфон в космосе».
В 2018 году правительство Израиля создало долгосрочную стратегию развития спутниковой связи, согласно которой государству Израиль необходимо сохранять полную независимость от других стран в этой области, сообщает Jewish Press. В рамках этой стратегии и было принято решение о создании израильской компанией национального спутника связи.
Спутник, созданный IAI обойдется израильскому правительству дороже спутника иностранного производства, сообщает Advanced Television со ссылкой на израильские СМИ. Поэтому, делают вывод эксперты, приобретение спутника местного производства никак не оправдано экономическими соображениями.
Space News в свою очередь напоминает, что ранее израильское правительство оказало давление на оператора Spacecom, заставив его отозвать у компании Space Systems/Loral (сейчас Maxar) заказ на спутник Amos-8 и передать его IAI. Пока Spacecom не озвучил свои окончательные планы относительно Amos-8. Генеральный директор Spacecom Дэвид Поллак, уходя в отставку, в своем итоговом интервью назвал действия израильского правительства в отношении Amos-8 «удивительными и демагогическими».
Также ранее Space News сообщал, что спутниковое производство IAI находится под угрозой закрытия, и давление правительства на Spacecom обусловлено необходимостью его сохранения.
НАСА и Boeing закончили работу над основной частью новой сверхтяжелой ракеты, которая должна стать самой мощной в мире.
Space Launch System (SLS), или Система космического запуска, предназначена для доставки людей и грузов в дальний космос. Основная часть ракеты, изготовленная на заводе НАСА в Михуде (Новый Орлеан, штат Луизиана), в настоящее время направляется в Миссисипи, где она пройдет ключевые испытания, прежде чем ее допустят на стартовую площадку.
Система космического запуска является важной частью программы НАСА Artemis по возвращению людей на Луну к 2024 году. Когда она будет завершена, то станет самой мощной ракетой в мире, конкурирующей с ракетой Saturn V, которая в свое время доставила первых астронавтов на Луну. Однако новая ракета еще не взлетала. Работы над ней ведутся уже почти 10 лет, виной чему многочисленные задержки и растущие затраты на ее создание. Ракета-монстр должна была совершить свой первый полет в 2017 году, но теперь первый запуск состоится, вероятно, не раньше 2021 года.
Основная часть ракеты отправится по реке в соседний штат Миссисипи, расположенный севернее Луизианы, где находится Космический центр НАСА. Там она пройдет испытания, имитирующие все основные этапы запуска без фактической отправки ракеты в космос. Это мероприятие, получившее название Green Run Test (в пер. с англ. «зеленый тест запуска»), предусматривает полную нагрузку четырех главных двигателей, как это происходит во время полета. Однако ракета будет установлена на испытательном стенде, а не на стартовой площадке. Испытание будет длиться около восьми минут — столько времени должны работать основные двигатели при выводе ракеты на орбиту.
НАСА и компания Boeing, основной подрядчик проекта SLS, планируют провести Green Run Test этим летом, и заявляют, что после него ракета может отправиться на мыс Канаверал во Флориду, то есть в Космический центр Кеннеди, ориентировочно, в период с июля по октябрь 2020 года.
[youtube][/youtube]
Но до пробного запуска ракеты в космос предстоит еще много работы. В частности, нужно установить ее верхнюю часть, над которой расположится капсула Orion с экипажем. Во время первого полета SLS на «Орионе» не будет людей, но без подобного испытания полеты к Луне и Марс невозможны.
НАСА до сих пор не установила точную дату первого пробного запуска ракеты с кораблем, но уже придумала для него название — Artemis 1. Полет с экипажем на боту должен будет состояться через год после испытательного запуска. По словам вице-президента и руководителя программы SLS в Boeing Джона Шеннона, компания сможет построить вторую ракету SLS, потратив на это на 40% меньше времени. Он отметил, что процесс сварки оказался более сложным, чем ожидалось, и много времени было потрачено и на двигатели.
Быстрое строительство следующих ракет имеет ключевое значение, если НАСА надеется уложиться в обозначенные сроки отправки людей на Луну. Тем временем Агентство работает над другими проектами в рамках миссии Artemis. Это, например, скафандры и лунные модули.
Дмитрий Баранов: “Создание ракеты “Союз-5″ идет по утвержденному графику”
17:27 11/01/2020
В 2019 году самарские ракеты-носители обеспечили 17 успешных пусковых кампаний. Планы предприятия по предстоящим пускам ракет семейства “Союз-2” и ход разработки принципиально новых изделий – ракеты-носителя “Союз-5” и ракеты сверхтяжелого класса – прокомментировал генеральный директор АО “Ракетно-космический центр “Прогресс” Дмитрий Баранов.
– В 2019 году ракета-носитель “Союз-2.1а” впервые вывела на орбиту транспортный пилотируемый корабль “Союз МС-14” в беспилотном варианте. Следующий пуск будет уже с космонавтами. На какой стадии сейчас находится изготовление ракеты, которая будет обеспечивать эту пусковую кампанию?
► Показать
– Ракета-носитель “Союз-2” этапа 1а для запуска транспортного пилотируемого корабля “Союз МС-16” передана эксплуатирующей организации и сейчас находится на космодроме Байконур.
– 28 февраля с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ваша ракета “Союз-СТ-Б” с шестью первыми спутниками компании OneWeb, которая развивает проект глобального доступного Интернета. Всего вам предстоит обеспечить 20 пусковых кампаний с трех космодромов – Байконур, Восточный и Куру.
Сколько аппаратов предстоит вывести на орбиты?
– Ориентировочное количество космических аппаратов, запланированных к запуску в рамках проекта OneWeb, составляет около 500.
– Перед предприятием поставлена задача унификации ракет-носителей семейства “Союз-2” для запусков с разных космодромов. Что для этого уже сделано в текущем году, что предстоит сделать в 2020-м и когда предприятие перейдет на выпуск унифицированных ракет этого семейства?
– Да, работы по унификации ракет-носителей “Союз-2” в РКЦ “Прогресс” начаты и ведутся в соответствии с техническим планом. Но комментировать технические решения, которые уже приняты и будут приниматься в рамках этого проекта, а также планы по запускам унифицированных ракет “Союз-2” в настоящее время считаю нецелесообразным, поскольку от начальной стадии до полной реализации проекта, как правило, происходят значительные изменения.
– На каком этапе сегодня находится процесс изготовления ракеты-носителя “Союз-5”?
– Создание ракеты-носителя среднего класса “Союз-5” идет в соответствии с утвержденным графиком. Отставаний нет. На данном этапе продолжается разработка рабочей документации. Мы начали изготовление материальной части для опытных образцов, которые предназначены для проведения испытаний. Это корпусные элементы и агрегаты арматуры. Также наш партнер по кооперации АО “НПО “Энергомаш” изготовил и поставил на РКЦ “Прогресс” макет двигателя РД171МВ.
– Что планируется сделать по проекту “Союза-5” до конца 2019 года?
– В наших планах до конца 2019 года – завершить изготовление обечаек бака “О” опытного образца блока 1-й ступени для динамических (вибрационных) испытаний.
– Какие задачи поставлены перед РКЦ “Прогресс” по изготовлению ракеты “Союз-5” на 2020 год и когда предприятие должно начать наземные испытания этого изделия?
– В 2020 году мы продолжим разрабатывать рабочую документацию на ракету-носитель “Союз-5”. Планируется провести автономные испытания агрегатов и арматуры пневмогидравлических систем, а также статические испытания для подтверждения прочности стендового блока первой ступени ракеты.
– РКЦ “Прогресс” защитил эскизный проект ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Изначально предполагалось, что основой для блоков ее первой ступени станет первая ступень “Союза-5”. Какой облик в итоге был выбран для сверхтяжелой ракеты по итогам защиты и утверждения проекта?
– Конструктивно-компоновочная схема ракеты-носителя предусматривает трехступенчатую схему выведения орбитального блока. При этом в состав первой и второй ступеней ракеты входят шесть боковых блоков с двигателями РД-171МВ, а в качестве третьей ступени используется центральный блок с двигателем РД-180. Двигатели для ракеты-носителя сверхтяжелого класса разрабатываются на АО “НПО “Энергомаш”.
– Какие сроки определены для реализации проекта сверхтяжелой ракеты?
– Могу сказать о дате пуска – он запланирован на 2028 год с космодрома Восточный.
– Когда РКЦ “Прогресс” должен начать выпуск рабочей документации по этому проекту и когда можно ожидать изготовления первых элементов сверхтяжелой ракеты?
– Приступить к проекту мы сможем после принятия решения госкорпорацией “Роскосмос” и получения соответствующего технического задания головного исполнителя опытно-конструкторских работ – ПАО “РКК “Энергия” имени С.П.Королева”).
– РКЦ “Прогресс” работает над изготовлением космических аппаратов дистанционного зондирования Земли “Ресурс-П” №4 и №5. На каком этапе сегодня находится процесс их изготовления и когда будут готовы эти аппараты?
– В настоящее время космические аппараты “Ресурс-П” №4 и №5 находятся на этапе сборки. Ожидается поставка недостающей бортовой аппаратуры. В соответствии с государственным контрактом, срок изготовления и поставки “Ресурса-П” №4 – 2020 год, работы по “Ресурсу-П” №5 мы должны завершить в 2021 году.