Спрос на запуск превышает предложение
Несмотря на опасения по поводу жизнеспособности многих разработчиков новых ракет, многие в отрасли говорят, что эти ракеты необходимы, поскольку спрос на запуск превышает предложение.
Во время панели на симпозиуме SmallSat в Маунтин-Вью, Калифорния, 9 февраля, разработчики космических аппаратов и интеграторы запусков заявили, что, даже несмотря на неутешительные прогнозы среди малых компаний по запуску из-за технических и финансовых проблем, новые аппараты необходимы для удовлетворения растущего спроса.
«Не хватает пусковых компаний. Недостаточно носителей, чтобы удовлетворить этот спрос», — сказал Том Чой, исполнительный директор Saturn Satellite Networks, компании, разрабатывающей сеть малых геостационарных спутников.
Он сказал, что основывает этот вывод на прогнозах о том, что размер индустрии низкоорбитальных спутников вырастет в 10 раз в следующее десятилетие, до 30-50 миллиардов долларов. «Я настоятельно рекомендую людям, которые думают о ракетах-носителях, или людям, которые уже производят системы запуска, продолжать разработку своих систем», — сказал он. Эти транспортные средства не обязательно должны быть большими, добавил он, предполагая, что транспортных средств грузоподъемностью всего 500 кг будет достаточно.
► Показать
Компании, которые организуют запуск малых спутников, согласились. «Здоровая индустрия запусков очень важна, а это означает диверсификацию возможностей запуска», — сказал Курт Блейк, покидающий свой пост исполнительного директора Spaceflight. «Было бы очень хорошо, если бы там было много людей».
Он сказал, что Spaceflight работала с новыми поставщиками ракет, чтобы помочь им с помощью таких механизмов, как письма о намерениях. «Мы определенно можем сделать больше возможностей для запуска. У нас больше спроса, чем предложений».
«Запуск ограничен», — сказал Джон Конафей, соучредитель и исполнительный директор Integrate Space, стартапа, разрабатывающего программные системы управления полетами. Он утверждал, что растущий спрос не может быть удовлетворен только большими ракетами или одним поставщиком. «Нам нужно разнообразие, как и любому рынку, чтобы процветать».
Комментарии прозвучали через два дня после другой панели на конференции, где компании, занимающиеся малыми запусками, предсказали встряску, частично вызванную ценовым давлением со стороны услуг запуска SpaceX, которые не позволяли другим компаниям зарабатывать деньги. «Я думаю, что мы находимся в начале кровопролития амбициозных стартовых компаний», — предсказал Адам Спайс, финансовый директор Rocket Lab.
Один разработчик малых ракет на этой панели был освобожден от комментариев, призывающих к увеличению количества пусковых услуг. «Я рад это слышать», — пошутил Рауль Верду, директор по развитию бизнеса PLD Space, испанского разработчика ракет. «Мои инвесторы будут очень счастливы».
Он сказал, что PLD Space находится в шести-восьми неделях от первого запуска Miura 1, суборбитального демонстратора. Компания работала над закрытием нового «большого» инвестиционного раунда, готовясь подписать первые обязывающие контракты на запуск спутников с помощью своей малой ракеты Miura 5.
Он признал, что PLD Space не будет первой европейской компанией, которая разработает малую ракету, поскольку несколько других компаний готовятся к первым запускам уже в конце этого года. «Для нас не очень важно первыми в Европе запустить ракету в космос», — сказал он. «Наше видение состоит в том, чтобы добиться наибольшего успеха в следующем десятилетии, потому что это будет иметь значение».
«Мы не хотим быть дешевой компанией», — добавил Верду. «Если вы летите с PLD Space, вы летите с премиальной компанией, потому что мы много инвестируем в обеспечение качества продукции».
Успех, по его словам, заключается в том, чтобы найти правильную нишу на рынке. «Мы дополняем окружающую среду», — сказал он. «PLD Space сегодня — небольшая компания. Наши амбиции высоки, но нам нужно двигаться шаг за шагом».