9 марта президент Владимир Зеленский начал форум «Украина 30. Культура. Медиа. Туризм »с неожиданного заявления - пересмотреть вопрос о кодирования спутникового сигнала телеканалов. Со времени кодирования прошел год, и топменеджеров медиагруппы единодушно уверяли, что раскодирования не произойдет ни в коем случае. Пути назад якобы не было. Но заявление президента, каким бы негативным она не было для рынка, оказывает на него непосредственное влияние. В прошлом году через месяц после кодирования, когда медиагруппы не могли нарадоваться, а Viasat и Xtra TV даже не успевали подключить всех желающих оставить открытый спутник, заявление Владимира Зеленского вызвало такой потрясающий эффект, стало основной причиной всех неудач с кодировкой.
Тогда президент говорил, что СНБО имеет возможность ввести мораторий на кодирование спутникового сигнала телеканалов. Но в конце концов договорился с медиагруппами о запуске некодированных международных версий главных каналов, расширение покрытия цифровым эфирным телевидением, запуск социальных пакетов спутникового ТВ с минимальной абонплатой.
► Показать
Впрочем значительная часть потенциальных абонентов восприняла эти заявления как то, что все скоро раскодируются и в результате бесплатный спутник осталось смотреть 70% домохозяйств.
Что же будет теперь? Отреагировать на заявление президента медиагруппы имели возможность во время того же форума на панели «Доступность телевизионного вещания», ведь целая секция была посвящена общению по этому вопросу представителей четырех крупнейших медиагрупп: StarLightMedia, «1 + 1 медиа», «Медиа Группа Украина» и « Интер медиа групп ».
Основной лейтмотив дискуссии был таков: мы создали бесплатные каналы, телевидение доступно, каналов в открытом доступе много, заявления об отмене кодирования манипулятивные, а декодирование не заставит зрителей смотреть украинские каналы.
«Мы все сделали и телевидение доступно»
«Год назад президент собрал руководителей медиагруппы, и мы договорились о мерах по максимальному доступа украинских каналов», - сказал Евгений Бондаренко, директор «Медиа Группы Украина».
По его словам, почти все договоренности выполнены. Медиагруппы запустили свои каналы в открытом доступе «Украина 24», «ICTV Украина», «Интер +», канал «1 + 1 international». Спутниковые провайдеры Viasat и Xtra TV предложили бюджетную программу для пользователей и открыты к диалогу о предоставлении сет-топ-боксов для населения. А «Зеонбуд» работает над модуляцией, чтобы увеличить покрытие.
По его мнению, в настоящее время все технологии (цифра, кабель, спутник и ОТТ / IPTV) доступны.
Глава «1 + 1 медиа» Ярослав Пахольчук отметил, что также считает телевидения в Украине доступным: «У нас есть беспрецедентное количество бесплатных эфирных цифровых каналов. 27 национальных каналов. А в определенных регионах, например Киевская область, таких каналов более 50 Зритель может их смотреть, имея недорогую, за 200-250 гривен, приставку. В других странах только 5-7 каналов в бесплатном доступе ».
По его мнению, сейчас нет проблем с доставкой сигнала, а те, что есть, легко решить. Он намекнул на ситуацию с «Зеонбуд»,который до сих пор не изменил модуляцию, но имеет все возможности это сделать.
Генеральный директор компании «Торсат» (дистрибутор «Интер медиа групп») Денис Васянович назвал кодирование значительным событием для рынка, благодаря которой группа в ближайшее время даже будет готова обеспечить «масштабный переход каналов в HD». Напомним, остальные медиагруппы
в прошлом году перевела свои основные каналы в новое качество.
«По данным ИТК (Индустриальный телевизионный комитет. - Ред.), 70% украинцев имеют доступ к цифровому телевидению. Это Т2, цифровой и аналоговый кабель, IPTV, ОТТ. После кодирования на спутнике осталось около ста развлекательных и новостных каналов. И у абонентов нет проблем с украинским телевидением », - резюмировал он.
По словам исполняющего обязанности руководителя дивизиона Pay TV & Digital StarLightMedia Николая Фаенгольда, украинские каналы, является локальным контентом, производят креативную экономику и создают условия для объединения страны. «Когда мы кодировали свои каналы на спутнике, мы выполняли правила формата. Ведь часть контента, который мы производим, создается по международным лицензиям, выданные только на территорию Украины. Государство попросило создать нас открытые каналы и мы это сделали. 95% населения имеют доступ к ним со спутника », - сказал он.
«Раскодирование не заставит зрителей смотреть украинское»
Ярослав Пахольчук отметил, что обеспечение доступности контента не может быть самоцелью, ибо сделать технический доступ - это только 10% дела: «Гораздо важнее иметь системную государственную позицию для того, что мы строим и хотим. Ведь медиа - это лишь один из инструментов ». По его словам, если взглянуть на предпочтения пользователей платформы «Киевстар ТВ», то есть очень качественный патриотический национальный контент, который смотрит только 3-5%.
«Системная работа по популяризации украинского патриотического национального контента побуждает людей создавать хороший продукт и его потреблять», - добавил он. В этом контексте он добавил, что несмотря на то, что сам общается исключительно на украинском, не уверен, что украинское телевидение должно иметь квоту языка 100%. Ведь это побудит часть аудитории искать альтернативные способы просмотра. Но при этом он считает важным принятие законодательства, которое будет способствовать развитию национального контента.
«Надо сосредоточиться на этих вещах, именно тогда мы сможем доставлять контент, который захотят смотреть. Ибо сегодня раскодирование спутниковых каналов есть достаточно манипулятивной историей. На открытых каналах медиагруппы на 20-30% контент схож с премьерами на закодированных версиях - сказал Ярослав. - И это одни из самых рейтинговых программ. У нас это "Завтрак с 1 + 1", "ТСН", "Мир наизнанку", "Светская жизнь". Все, что мы производим нового, есть на этом канале. Также есть повторы и непремьерные вещи. Но мы даем возможность зрителям смотреть этот контент. Если его не смотрят, как и контент других медиагрупп и десятков бесплатных каналов, то надо думать почему ».
По его словам, согласно январского опроса, 2 млн домохозяйств (17% всех украинских домохозяйств) остались на открытом спутнике и не желают смотреть украинские каналы. И он убежден, что если дать им лишь техническую возможность, это кардинально не изменит ситуацию. Потому что она касается именно ценностных вещей.
Подобного мнения и Николай Фаенгольд. Он убежден, что если бы завтра все каналы разкодировались, пользования контентом не изменилось бы. К тому же раскодирование создало бы большую нагрузку на бизнес и потребовало бы значительных инвестиций, чтобы заново поднять каналы на открытый спутник.
Также, по его мнению, раскодирование помешает развитию платного рынка, который сейчас инвестирует в создание качественного локального контента. «Следует говорить не о раскодировании, а о позиции государства, связанную, возможно, с созданием дополнительных открытых каналов, возможно, на них должно быть больше отечественного и форматного контента. Но следует понять, как будут компенсироваться эти расходы, и кто будет создавать контент. Также вопрос с языком. Ведь для оккупированных территорий важный русскоязычный контент. А в рамках украинского законодательства (и это правильно) каналы скоро будут вполне украиноязычные. Но, с другой стороны, для упомянутых территорий важен именно русскоязычный контент », - вдруг подчеркнул Николай.
Кроме этого, он советовал информационной политике государства прежде сосредоточиться на разработке подходов к реалиям OTT / IPTV.
«Как мы сделаем доступным для зрителей этот контент? И чтобы украинские производители такого контента могли на равных бороться с зарубежными производителями. Чтобы не получилось так, что когда пользователь включает смарт-ТВ и первоочередным для него будет предложение из страны-агрессора », - сказал он.
Телепросмотр в оккупированных зонах
Первый заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Валентин Коваль,который модерировал дискуссию, сказал, что выступает на позиции защиты индустрии, которая должна показать, что именно сделано после прошлогодней встречи с президентом. Одним из таких вопросов, к обсуждению которого побудил Валентин, был телепросмотр новых каналов в открытом доступе, которые запустили медиагруппы. Особенно на оккупированных территориях. Однако никаких официальных исследований, которые показали о популярности украинских каналов на этой территории, в медиагруппы нет.
Впрочем, Евгений Бондаренко рассказал о рейтингах «Украина 24». Напомним, показатели канала пока закрыты для рынка. «" Украина 24 "за год после своего запуска продемонстрировала очень хорошую динамику роста. Это доля 1-1,5% - между тем сообщил Евгений. - Не стоит забывать, что корни нашей группы берут начало из Донецкого региона, всегда для нас будет важным. И с точки зрения редакционной политики, и с точки зрения способов донесения контента до аудитории. Показатели канала растут ровно по всем регионам, но мы ориентируемся и на нашу малую родину », - сказал он.
Николай Фаенгольд также заверил, что доволен показателями «ICTV Украина». «Рейтинги свидетельствуют, что на территории Украины канал достаточно неплохо смотрят. Хорошо его смотрят в зонах, близких к оккупированным. Поэтому можем допустить, что и на оккупированных территориях его также смотрят. Мы в первую очередь вывели его на два спутника, чтобы обеспечить максимальное покрытие. На нем мы размещаем весь продукт, который может быть интересен зрителям из этих территориях », - сказал Николай. Но при этом он советовал обратить внимание, что на упомянутых территориях в большом количестве доступны российские каналы. С которыми трудно конкурировать, поскольку они производят дорогой качественный контент. «Ни для кого не секрет, что в Российской Федерации телевидение не всегда является бизнесом. Это дотационная машина, которая имеет целью приучить зрителя смотреть именно их. Мы же самостоятельно инвестируем в поддержку наших международных каналов », - добавил он.
Дистрибуция каналов на заграницу
Говорили менеджеры и о возможной дистрибуции на заграницу четырех международных каналов медиагрупп одним пакетом. Такую идею предложил Валентин Коваль и поинтересовался, согласились бы на такое продвижение пакета группы «1 + 1» и «Интер».
Ярослав Пахольчук сказал, что работа над дистрибуцией за границу - это не бизнес, а патриотическая позиция. «Держать такой канал для себя - это от 200 до 500 000 долларов в год при условии, что у тебя есть основная версия канала. Для нас это в первую очередь имиджевый проект », - сказал он. По его словам, однозначно в странах, где есть большая концентрация украинцев, должна быть государственная позиция на уровне дипломатии, чтобы медиагруппы могли зайти со своими каналами пакетом. Особенно это касается таких стран как Турция, Египет, Грузия и тому подобное.
Денис Васянович и Ярослав Пахольчук обратили внимание, что сейчас стало значительно легче доставлять сигнал в разные страны (не только через спутник, но и через IP), и заодно стало труднее зайти в зарубежную сеть из за большой конкуренции. Но если сформировать пакет из четырех каналов медиагруппы, «Дом» и т.п., то это будет, по словам Ярослава, «крутая штука».