В вашем браузере включен плагин блокировки рекламы: Существование нашего сайт возможно благодаря показу рекламы. Пожалуйста поддержите нас, отключив блокировку рекламы на нашем сайте.
4 ноября 1879 г. 142 года назад День рождения кассового аппарата – запатентована первая модель
► Показать
Далеко не всегда торговцы могли точно определить собственные доходы. Часто сведения, представляемые наемными работниками в ежедневных гроссбухах, не отличались точностью и оказывались неполными и недостоверными. А у владельца предприятия не было никакой возможности уличить своих подчиненных в недобросовестности. Это давало широчайшие возможности для хищений недобросовестному персоналу, особенно при большом товарообороте.
Хозяин маленького кафе в американском городе Дейтон, штат Огайо, Джеймс Ритти оказался именно в такой ситуации. Его кафе было популярным, поток посетителей не иссякал – а заведение почти не приносило дохода. Как выяснилось, причиной тому было мелкое воровство буфетчиков, которые не могли удержаться от соблазна запустить руку в денежный ящик.
Решение проблемы пришло неожиданно. Однажды Ритти отправился отдыхать в Европу, и, прогуливаясь по судну корабля, забрел в машинное отделение, где обратил внимание на устройство, автоматически отсчитывавшее каждый оборот двигательного вала. Ритти осенила счастливая мысль, что подобное же устройство может фиксировать каждую покупку в баре или кафе.
Вернувшись домой, Ритти вместе с братом сконструировал простейший кассовый аппарат, запатентованный 4 ноября 1879 года. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Позже появился специальный индикатор, позволявший и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки.
Теперь, после того как индикатор показал сумму, которую продавец должен был положить в кассовый ящик, соблазн что-либо утаить становился значительно меньше. Ритти также придумал приспособление, фиксировавшее каждую денежную операцию на бумажном рулоне. Теперь хозяин мог сверить сумму наличных в кассе с суммой, обозначенной на рулоне, и точно узнать, сколько было сделано покупок за день.
Кафе стало приносить неплохой доход не только из-за «честности» буфетчиков, но и из-за наличия необычного аппарата, который собирал толпы зевак. Впоследствии изобретение Ритти получило название «Неподкупный кассир Ритти».
6 ноября 1943 г. 78 лет назад Киев освобожден от немецко-фашистских оккупантов
► Показать
Киев был захвачен гитлеровскими войсками на третий месяц Великой Отечественной войны. 26 сентября 1941 года последние солдаты Красной армии, оборонявшие город, по приказу советского командования покинули его. В этот же день в столицу республики вступила Шестая немецкая армия.
Отбить город назад советским войскам удалось только через два года. В сентябре 1943 года войска Воронежского фронта (в дальнейшем – Первого Украинского фронта) захватили плацдарм на правом берегу Днепра и дважды предпринимали попытки освободить Киев. В конце месяца началась подготовка к полномасштабной операции.
1 ноября началось наступление, а утром 3 ноября в схватку вступили основные войска Первого Украинского фронта. Артподготовка, длившаяся 40 минут, позволила советским солдатам продвинуться вперед более, чем на километр. К концу дня подразделения 38-й и 60-й армий и Пятого гвардейского танкового корпуса преодолели от 5 до 12 километров. В результате к вечеру 240-я стрелковая дивизия уже вступила в пригород Киева – Пуще-Водице.
Через сутки в сражение вступили Первый гвардейский кавалерийский корпус и Третья гвардейская танковая армия, а 237-я стрелковая дивизия смогла форсировать Днепр в районе острова Казачий – напротив сел Вита-Литовская и Пирогово в 15 километрах к югу от Киева. Здесь советские войска смогли перекрыть шоссе, и фашистские части не смогли перебросить подкрепление ближе к городу.
Уже утром 5 ноября захватчики начали отходить из украинской столицы. Еще через сутки – 6 ноября 1943 года – город Киев был полностью освобожден от немецко-фашистских оккупантов.
6 ноября 1492 г. 529 лет назад Христофор Колумб познакомился со странным обычаем индейцев — табакокурением
► Показать
На острове Куба Христофор Колумб (1451—1506) в сопровождении группы матросов побывал в индейском селении, где ему довелось впервые познакомиться со странным обычаем, бытовавшим среди индейцев. Туземцы держали во рту скатанные из какой-то травы и тлеющие с одного конца трубки, которые они называли «тобако», и время от времени выпускали из носа втягиваемый ароматный дым. Так европейцы впервые познакомились с табакокурением.
Проникновению табака в Европу способствовал монах Роман Панэ, который во время второй экспедиции Колумба побывал в Америке в качестве миссионера. Он привез в Испанию табачные семена и стал выращивать это растение как декоративное. Уже в 1496 году первые табачные плантации появляются в Испании, в 1559 году — в Португалии, а оттуда, в 1560 году — во Франции. В конце 16 — начале 17 веков курение распространилось и на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок.
Увлечение табаком было настолько сильным, что данному растению стали приписывать лечебные свойства, считая его чуть ли не панацеей. Так французский посол в Португалии Жане Нико преподнес своей королеве Екатерине Медичи листья и семена табака для бодрости, а также как средство от головной боли и многих болезней. В знак благодарности королева назвала «чудодейственное лекарство» именем своего посланника — никотин.
Неумеренное потребление табака нередко приводило к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать борьбу с курением. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции — сажали на кол, в Италии — отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены. Еще в 1604 году английский король Яков I в труде «О вреде табака» писал: «Курение — отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай».
В Россию табак был завезен во второй половине 16 века, а с 17 века его стали культивировать на Украине. Злоупотребление табаком на Руси вызвало протесты со стороны правительства. Так, в 1683 году был издан специальный царский указ, согласно которому курильщиков наказывали 60-ю палочными ударами по пяткам, а торговцам табаком «пороли ноздри и резали носы».
8 ноября 1895 г. 126 лет назад Физик Вильгельм Рентген открыл «рентгеновские лучи»
► Показать
Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, профессор и ректор Вюрцбургского университета, экспериментируя в одиночестве в университетской лаборатории, неожиданно открыл «всепроникающие» лучи, которые во всем мире вслед за ним теперь называют «Х-лучами» («Икс-лучами»), а в России – «рентгеновыми» или «рентгеновскими».
А дело было так. 8 ноября 1895 года, когда его ассистенты уже ушли домой, Рентген продолжал работать. Он снова включил ток в катодной трубке, закрытой со всех сторон плотной чёрной бумагой. Кристаллы платиноцианистого бария, лежавшие неподалёку, начали светиться зеленоватым цветом. Учёный выключил ток – свечение кристаллов прекратилось. При повторной подаче напряжения на катодную трубку, свечение в кристаллах, никак не связанных с прибором, возобновилось.
В результате дальнейших исследований учёный пришёл к выводу, что из трубки исходит неизвестное излучение, названное им впоследствии икс-лучами.
Эксперименты Рентгена показали, что икс-лучи возникают в месте столкновения катодных лучей с преградой внутри катодной трубки. Учёный сделал трубку специальной конструкции – антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название – рентгеновское.
Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фотопластины. Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения.
Открытие немецкого учёного очень сильно повлияло на развитие науки. Эксперименты и исследования с использованием рентгеновских лучей помогли получить новые сведения о строении вещества, которые вместе с другими открытиями того времени заставили пересмотреть целый ряд положений классической физики.
Через короткий промежуток времени рентгеновские трубки нашли применение в медицине и различных областях техники. За это эпохальное открытие, положившее начало атомно-ядерной науке, Рентгену в 1901 году была присуждена первая в истории Нобелевская премия по физике.
9 ноября 1989 г. 32 года назад Началось разрушение Берлинской стены
► Показать
Сооружение Берлинской стены – одного из самых известных символов «холодной войны» – было начато 13 августа 1961 года. Сначала это были, главным образом, проволочные заграждения, которые затем превратились в бетонную стену высотой до пяти метров с протянутой поверху колючей проволокой и со сторожевыми вышками. Длина разделявшей город стены была 45 километров плюс 120 километров вокруг Западного Берлина, отделявших его от остальной территории ГДР.
Стена должна была сократить количество перебежчиков из ГДР в Западный Берлин, число которых росло из года в год (до начала возведения стены из ГДР на запад бежали до двух миллионов человек). Западные страны выступили с протестом, в ГДР и ФРГ проходили демонстрации возмущенных немцев, но это не привело ни к каким результатам.
С восточной стороны к стене примыкала мертвая зона шириной в полкилометра, где стояли дома, разрушенные в войну. С западной стороны люди подходили к стене, рисовали на ней карикатуры и писали призывы к миру.
9 ноября 1989 года, после падения коммунистического режима в ГДР, немедленно началось разрушение стены ликующими берлинцами. Вскоре большая ее часть была разобрана на сувениры.
Сейчас существует Музей Берлинской стены, где рассказывается, на какие ухищрения шли люди, чтобы преодолеть ее. Например, одна супружеская пара буквально катапультировала своего ребенка через стену.
В ноябре 2004 года, в 15-ю годовщину падения Берлинской стены, в столице Германии состоялась торжественная церемония открытия памятника Берлинской стене.
Он представляет собой восстановленный участок стены длиной 200 метров на месте контрольно-пропускного пункта «Чарли», главного перехода между западной и восточной частями Берлина. Рядом поставлены 1065 крестов в память о людях, убитых в 1961-1989 годах при попытке бежать из Восточной Германии в Западную. Впрочем, точная цифра погибших едва ли может быть названа, так как данные из разных источников сильно отличаются.
15 ноября 1934 г. 87 лет назад В СССР состоялась первая звуковая телепередача
► Показать
Передача изображения на расстояние была давней мечтой человечества. Два достижения — кино («великий немой») и радио («великий невидимка») должны были соединиться, чтобы возникло телевидение.
Можно выделить несколько этапов становления российского телевидения. Первым из них было вещание на аппаратуре с механической разверткой, начало которому было положено 1 октября 1931 года и велось из студии при Московском радиоузле, располагавшемся по адресу ул. 25 Октября, 7 (ныне ул. Никольская). Сегодня здесь размещена мемориальная доска.
В 1934 году создается следующее поколение малострочной механической телевизионной техники. Переход на звуковое телевидение требовал хотя бы двух изолированных друг от друга помещений: в одном из них должна была располагаться аппаратная, телевизионная камера, в другом – павильон для передач.
Исследователи временно расположились с новой техникой на колокольне Спасского собора Заиконоспасского монастыря – во дворе того же дома на Никольской, где помещалась первая телестудия.
Первая звуковая передача малострочного телевидения — уже не экспериментального, а практического — состоялась 15 ноября 1934 года. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Знаменитый артист И.М. Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара.
Эта первая передача и последовавшие вслед за ней выступления других знаменитых актеров имела огромный резонанс, вызвала чрезвычайно быстрый рост кадров «телевизионных любителей» и огромный интерес к новому виду связи.
15 ноября 1971 г. 50 лет назад Фирма Intel выпустила свой первый микропроцессор — модель 4004
► Показать
Эволюционный процесс, который привел к современным микрокомпьютерам, был чрезвычайно быстрым. Хотя при создании машины, известной как «персональный компьютер», было использовано большое число открытий и изобретений, следует упомянуть событие, ставшее важнейшей вехой в истории науки. Микропроцессор Intel® 4004, появившийся 15 ноября 1971 года, начал революцию в электронике, изменившую мир.
До 4004 на рынке не было программируемых микропроцессоров. Они стали первыми процессорами, сделавшими программное обеспечение важным элементом проектирования микроэлектроники.
В 1969 году фирма Intel внесла волнение в электронную индустрию, выпустив ИС с памятью 1 Кбит, которая была намного больше любой другой, имевшейся в то время. Из-за успеха этой фирмы в разработке и производстве микросхем с ней связалась японская фирма Busicomp, производящая калькуляторы и предложила выпустить 12 микросхем для одного из своих калькуляторов.
Инженеры фирмы Intel взяли 12-чиповую разработку и объединили все желаемые функции и возможности в одной родовой многоцелевой микросхеме. Эта ИС отличалась от предыдущих разработок, которые были запрограммированы для одной цели с помощью встроенных инструкций.
Концепция состояла в том, чтобы сконструировать почти полное вычислительное устройство на одной микросхеме. Четырехбитовый микропроцессор Intel 4004 стал именно таким устройством. Он был размером с ноготь, и имел такую же вычислительную мощность, как первый электронный компьютер ENIAC, созданный в 1946 году, занимавший целую комнату и использовавший 18000 вакуумных трубок.
17 ноября 1869 г. 152 года назад Суэцкий канал открыт для судоходства
► Показать
На северо-востоке Египта 17 ноября 1869 года состоялась торжественная церемония открытия Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, для судоходства. Первой по каналу прошла яхта «Эгль», на борту которой находились французская императрица Евгения, супруга Наполеона III, и главный строитель канала – французский инженер виконт Фердинанд Мари де Лессепс.
На первых этапах строительных работ земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта. С технической точки зрения строительство, которое велось 11 лет, не было слишком сложным: это был просто ров длиной 163 км, безо всяких шлюзов. Тем не менее, проект этот буквально разорил Египет, и в 1876 году страна была объявлена банкротом. Это повлекло за собой установление над ней финансового контроля держав-кредиторов – Франции и Англии.
Канал оказал немедленное и неоценимое значение на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки.
Канал позволил водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала, транспортировка осуществлялась путем разгрузки кораблей и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями. Канал сыграл также важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки.
На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По словам некоторых специалистов, канал дает стране даже больше средств, чем добыча нефти, и намного больше, чем развитая инфраструктура туризма.
18 ноября 1885 г. 136 лет назад В Германии состоялся заезд первого в мире мотоцикла
► Показать
18 ноября 1885 года из Бад-Каннштатта в Унтертюркхайм (пригороды Штутгарта) по набережной реки Неккар с невероятной для того времени скоростью 12 км/ч пронесся первый мотоцикл.
Это был очень оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо резиновых покрышек были сверху обиты железом. Под сиденьем располагался двигатель внутреннего сгорания мощностью 0,5 л.с.
В качестве топлива мог быть использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат, изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция занимала приблизительно одну минуту.
Мотоциклы появились примерно одновременно с автомобилями, а то и несколько раньше. Как правило, они рождались в мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более простой технике.
Представленный удивленной публике мотоцикл был сконструирован Адольфом Даймлером, сыном Готлиба Даймлера, которому, как и Карлу Бенцу, принадлежит честь создания первых получивших реальное применение автомобилей.
Непонятно для чего существующие 4 колеса объяснялись тем простым фактом, что сам конструктор не умел ездить на велосипеде, следовательно, не мог и на мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.
Несмотря на всю примитивность первого в мире мотоцикла, основные принципы его создания были заложены. Даймлер-старший запатентовал его незадолго до этого заезда, но «изобретать мотоцикл» не торопился, считая устройство коммерчески бесперспективным. А Даймлер-младший после поездки без амортизаторов заявил, что на эту «костедробилку» больше не сядет.
21 ноября 1916 г. 105 лет назад В Эгейском море затонул «Британник» — корабль-близнец «Титаника»
► Показать
Ранним утром 21 ноября 1916 года в Эгейском море затонул «Британник» («Британик», англ. HMHS Britannic) — корабль-близнец «Титаника». Самое большое судно того времени, «Британник» был переоборудован под госпиталь и активно участвовал в военных действиях Первой мировой войны. Он был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.
«Британник» — госпитальное судно Его Величества, строившийся первоначально, как пассажирский лайнер «Гигантик», был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик». Он задумывался как замена погибшему «Титанику» и обладал рядом усовершенствований — например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса.
Однако ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое переоборудовало его в госпитальное судно. В этом качестве «Британник» принимал на борт более 3000 пациентов.
В ноябре 1915 года лайнер был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море, где совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез в общей сложности 15 000 солдат Британской империи.
21 ноября 1916 года, налетев на немецкую мину в Эгейском море, лайнер «Британник» опрокинулся и затонул всего за 55 минут. Благодаря хорошо организованной спасательной работе, из 1066 раненых и членов команды, находившихся на палубе, погибли только 30 человек. Жертвами стали те, кто не успел спрыгнуть с высоко поднявшейся над водой кормы со все еще вращающимися ходовыми винтами — 21 человек, еще 9 погибли на судне.
В 2000 году режиссером Брайаном Тренчард-Смитом был снят художественный фильм «Британик», основанный на последнем рейсе госпитального судна.
22 ноября 1960 г. 61 год назад Выпущена первая партия автомобилей «Запорожец»
► Показать
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.
Образцом для этого «народного автомобиля» послужил итальянский «FIAT 600», разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый», как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.
Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей).
Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом «Yalta». На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.
«Горбатый Запорожец» выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» – последнего потомка «горбатого» ЗАЗ-965. Прекратить производство «запорожца» вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремилась попасть Украина.