Последние несколько лет медиагруппы и провайдеры живут без войн, холодных или священных. Первые устанавливают правила (цена, продажа каналов пакетом, «или каналы четырех медиагрупп, или ни одной"), определяют инфляцию, меняют условия; вторые их принимают. Но время от времени возникают временные конфликты, самые заметные из них - это отключение каналов у одного из крупных провайдеров. Чаще всего такие события шатают рынок в конце или в начале года, когда стороны заключают новые соглашения о сотрудничестве. Вот и 2021 г. начался с исчезновения каналов холдинга «Медиа Группа Украина» (МГУ) у однго из крупнейших украинских ОТТ-сервисов Megogo.
► Показать
За последние несколько лет таких конфликтов было немного. И начались они после 2017 года в связи с изменениями в закон «О телевидении и радиовещании», когда коммерческие общенациональные телеканалы вышли из состава универсальной программной услуги (перечень каналов, обязательных для ретрансляции во всех пакетах всех провайдеров), перешли к договорным отношений с провайдерами и начали брать с них плату (роялти) за ретрансляцию своих каналов в их сетях.
В 2017 году конфликтовали «Интер» с «Ланет» и «Триолан». Однако в конце концов стороны договорились и подписали соглашения.
В 2018 г. провайдер «Информационные технологии» выключил каналы «1+1 медиа», StarLightMedia и Inter Media Group, протестуя против повышения цен на ретрансляцию каналов медиагрупп. Тогда киевский провайдер обещал предоставить своим абонентам в качестве альтернативы 22 каналы премиум-класса, не меняя цены. Медиагруппы обвиняли компанию в нарушении партнерских отношений. Речь шла о подозрениях относительно занижения провайдером данных о количестве его абонентов (андерепортинг), что влияет на сумму отчислений медиагруппам. Однако через десять дней стороны договорились и провайдер всех включил. В конце концов, «Плюсы» даже наградили «Информационные технологии» премией в номинации «За смелость».
В 2020 году о прекращении сотрудничества с «Ланет» заявляла группа «1+1 медиа». Тогда провайдер обвинил медиагруппу в требовании убрать из пакетов некодированные на спутнике каналы под угрозой расторжения договора на ретрансляцию каналов «1+1 медиа». В ответ группа «1+1 медиа» заявила, что хочет пересмотреть коммерческие условия сотрудничества с провайдером и обвинила его в андерепортинге. Однако все также закончилось хепиендом и стороны подписали новое соглашение.
Цены на 2021 для ОТТ
Ежегодное повышение цен медиагруппы ввели с 2017 года. в соответствии с общих планов инфляция должна была продолжаться до 2020 года, когда стоимость каналов медиагруппы для провайдеров из расчета за одного абонента достигла 6 гривен.
В ответ медиагруппы пообещали: закодировать свой сигнал на спутнике (это произошло 28 января 2020), выключить аналоговое телевидение (это произошло 1 сентября 2018), запустить HD-версии (запустили все, кроме «Интера»), бороться с пиратством, недостоверной отчетностью провайдеров о количестве абонентов и тому подобное.
На 2021 медиагруппы также предложили инфляцию - повышение цен на 30%. Особенностью этого подорожания стало и то, что оно коснулось и рынка ОТТ. С начала ОТТ-платформы платили большую сумму роялти, чем кабельщики, и в медиагруппы была цель сравнить цены ОТТ и других технологий. ОТТ-платформы рассчитывали на то, что на 2021 цены для них останутся неизменными. Так, в октябре 2020 году в интервью «Детектор медиа» директор по стратегическому развитию Megogo Иван Шестаков рассказывал, что «плановое повышение цен медиагруппы не касается ОТТ»: «В медиагруппы была цель постепенно дотянуть цены до уровня цен ОТТ. Поэтому наших пользователей, надеюсь, пока никакие повышения не коснутся ».
Однако надежды ОТТ-сектора оказались напрасными. Три медиагруппы - StarLightMedia, «1 + 1 медиа» и «Медиа Группа Украина» - в комментариях «Детектор медиа» заявили, что рост роялти на их каналы касается всех провайдеров.
Андрей Мальчевский, директор департамента дистрибуции и развития сети вещания «1 + 1 медиа», заверил, что повышение цен на 30% касается как провайдеров телевидения, так и ОТТ-платформ. «Провайдеры стремятся технологической нейтральности, поэтому мы поддерживаем эти принципы и придерживаемся их. Соответственно, и политика ценообразования является одинаковой для всех без исключения », - пояснил он.
По его словам, одной из причин роста цен является экономическая составляющая: из-за инфляции в Украине выросла стоимость покупки валютного контента для провайдеров. Кроме этого, по его мнению, собственное производство контента каналами требует увеличения затрат как на логистику, так и на продакшн-составляющую.
«Среди главных причин роста цен для провайдеров также и изменение объемов собственного продукта. Например, телеканалы группы «1 + 1 медиа" транслируют сразу два крупных развлекательных шоу в выходные на "1 + 1", увеличилось количество производства сериалов для телеканалов ТЕТ и "2 + 2", а также важно отметить качественную составляющую контента, который ежегодно только укрепляет сценарные и актерские составляющие. Только за прошлый год "1 + 1 медиа" запустила пять HD-версий собственных телеканалов: "1 + 1", "2 + 2", ТЕТ, "Плюсплюс" и УНИАН. Это требует больших затрат на обслуживание эфира, однако предоставляет зрителям высококачественный контент », - пояснил господин Мальчевский. Также он упомянул о росте расходов на борьбу с пиратством на 25-30%.
Директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федор Гречанинов тоже рассказал, что плановое повышение цен касается всех провайдеров. «О том, насколько мы повышаем, мы объявляли заранее. Более того, поскольку мы хотим для всех быть предсказуемым партнером, мы ориентируем всех о наши ожидания относительно роста цен на годы вперед, чтобы партнеры могли планировать не только текущий год, но и строить долгосрочные планы », - добавил он.
А исполняющий обязанности директора дивизиона PayTV & Digital StarLightMedia Николай Фаенгольд сказал: «Как мы уже отмечали, в StarLightMedia общие принципы расчета. Мы относимся с уважением ко всем партнерам, наше предложение учитывает рыночную ситуацию и одинакова для всех. Благодаря этому все партнеры могут быть уверены в том, что мы предлагаем равные условия ».
Впрочем, медиаэксперт Александр Глущенко считает, что ежегодное повышение стоимости роялти для провайдеров и, как следствие, подорожание пакетов провайдеров для абонентов постепенно выжимает аудиторию в бесплатный цифровой эфир Т2 и от этого теряют все.
«Украина» и «Украина 24» как разменная монета для футбола
История конфликта МГУ и Megogo имеет две составляющие. Первая - официальная. Megogo говорит, что прекратил показ каналов «Украина» и «Украина 24» из-за того, что не смог договориться с холдингом «Медиа Группа Украина» о цене. По словам Ивана Шестакова, единственный вариант, который был возможен, приводил к повышению цены подписки для всех пользователей. И еще он сказал, что Megogo одновременно готовит «похожий контент к замещению этой нише». Медиагруппа же уверяет, что предложила сервиса такие же условия, как для всех, и выразила надежду на то, что договориться все же удастся.
Вторая составляющая этой истории - это права на топовые футбольные турниры УЕФА. Этот продукт является одной из ключевых составляющих контента трех спортивных каналов МГУ «Футбол 1/2/3», и много лет именно МГУ имела на него эксклюзивные права (последние три сезона 2018-2021 годов - совместные права с провайдером Volia).
Между тем Megogo еще несколько лет назад взял курс на спорт и стремится всячески усилить это направление. Сервис уже покупал серию европейских футбольных турниров, эксклюзивный бокс и тому подобное. И, конечно же, хотел пополнить предложение для своих абонентов еще и топовым футболом. Однако договориться с МГУ по трансляции каналов «Футбол» на сервисе не удавалось на протяжении нескольких лет. Тогда Megogo пошел другим путем: заключил соглашение с Volia и получил для своей платформы права на трансляцию матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы. В ответ МГУ забросала Volia нарушение общих договоренностей, а Megogo упрекал МГУ нарушением условий меморандума о показе чемпионатов Испании и Германии.
Впрочем, дальше фортуна играла на стороне Медиасервис. В начале 2021 Megogo официально подтвердил, что выиграл тендер на трансляцию Лиги чемпионов УЕФА, Лиги Европы УЕФА и Лиги конференций УЕФА сезонов 2021-2024 годов и получил права на показ этих матчей в Украине на всех платформах, включая телевизионными. По данным «Цензор.нет», сумма тендерного предложения победителя была рекордной для Украины - между 20 и 30 млн евро.
Такую стоимость сервис отбить самостоятельно не сможет, и ему нужен партнер, которому можно продать сублицензию. Единственный, кому она нужна и может инвестировать в покупку футбольных трансляций, даже себе в убыток, - это МГУ.
То есть и Megogo, и МГУ попали в зависимость друг от друга и стали заложниками футболу. Похоже, что разменной монетой для этих «футбольных торгов» стало отключение каналов медиагруппы «Украина» и «Украина 24».
Чем закончится это противостояние?
Вопрос лишь в том, когда и на каких условиях стороны смогут договориться. Ведь конфликт сейчас невыгоден ни сервису, ни медиагруппе.
Даже временная потеря медиагруппой партнера, который имеет наибольшую абонентскую базу ОТТ, может привести к потере значительных средств вследствие недополучения роялти. Megogo свою официальную базу не раскрывает, однако по оценке консалтинговой компании BigDataUa, сервис имеет в Украине около 390 тыс. пользователей, которые платят за услуги. То есть ежемесячные потери МГУ могут достичь, условно, 3 млн грн в месяц и 36 млн грн в год. Но вряд конфликт продлится так долго. Учитывая предыдущие примеры, договориться сторонам, даже при достаточно радикальных позиций, удается быстрее. Да и вряд другие медиагруппы поддержат МГУ в этом противостоянии с Megogo.
Но МГУ хочет обезопасить себя, потому что на кону не только контент ее платных каналов «Футбол», которые всегда были изюминкой предложения на рынке платного телевидения, но и судьба собственного ОТТ-провайдера Oll.tv. Который с потерей прав на топовый футбол теряет свое конкурентное преимущество и эксклюзив. Похоже, группа к этому сценарию понемногу готовилась и еще летом начала объединения брендов Xtra TV (спутниковая платформа МГУ) и Oll.tv (ОТТ-платформа) и предложила новую пакетное предложение на ОТТ-сервисе - усилила ту часть, не повязкам связана с «Футбол», в частности кино. Под большим вопросом оказались и намерения МГУ внедрить продажу каналов «Футбол» по индивидуальной подписке (а la carte), на что группа возлагала год назад большие надежды.
В то же время для сервиса, который хочет быть надежной платформой развлечений с максимальным предложением, важно сохранить каналы МГУ для тех, кто их смотрит, а также выгодно продать права на мегадорогой футбол. По крайней мере в соцсетях уже поступают жалобы от некоторых пользователей Megogo об исчезновении каналов МГУ с платформы.